Дети уходят, чтобы сказать о главном

Сухая ладонь старушки коснулась тяжелой двери и застыла. Другая рука задрожала. Тонкие пальцы, что сжимали в кулаке цветы, ослабли. Две гвоздики упали на мокрое крыльцо.—Ну, будет тебе, Любка, ступай вперед, надо идти, — обнял свою худенькую пожилую спутницу ссутулившийся, но еще крепкий старик.В субботу у двери колледжа полиграфии замирали многие. Супруги средних лет, молодые пары, одинокие женщины. Не студенты и не наставники, они шли сюда учиться и учить.Сотрудники Белорусского детского хосписа организовали в этих стенах День памяти. Здесь встретились родственники-незнакомцы. Их связали не кровные узы. Людей породнила утрата.

— Нашей традиции около десяти лет, — рассказала директор хосписа Анна Горчакова. — Со смертью ребенка горе не уходит, начинается новая полоса жизни. Неважно, как он жил, мучался, не мучался, на аппарате, без аппарата, но он жил, и вот его не стало. Наступила пустота. Мать, отец на перепутье: куда дальше? Такие мероприятия важны, потому что встречаются родители на разных этапах своей боли. Они помогают друг другу.
В разное время из стен хосписа уходят дети, чтобы обрести свой дом не на земле. Но ребята возвращаются к близким в воспоминаниях и снах. Пока есть эти два пути, дети живы. У родителей не бывает бывших сыновей и дочерей, дети всегда в их сердцах.
Аленушка, Толечка, Ванюха прятались за деревом памяти, которое сами когда-то плели из ниток, подсматривали за залом через ровный огонек свечи, раскрывали тайны жизни в стихах и рисунках, что украсили стены. И родные их видели, но особым зрением.
Собравшиеся молчали, они глядели в свое прошлое. Только там родители могли отыскать сына или дочь — озорными, беззаботными, в песочнице, за партой и на больничной кровати... Не стеснялись слез мужчины. В этом кругу никто не мог обвинить их в слабости. Каждый знал, сколько мужества нужно, чтобы проводить родного ребенка в последний путь. У одних детей он был короткий, для других растянулся на месяцы, годы мучительной болезни. Тогда родственников держала вера, а вдруг не сегодня-завтра дорога смертельного недуга повернет вспять. Теперь их спасает упование на то, что там, в новой обители, малышам и подросткам больше не больно. Только ради этого они заставляют себя улыбнуться и идти по жизни дальше. Одних поддерживают друзья, близкие, других — лекарства, третьих — поэзия. А еще не дает заблудиться в печали молитва, которую произносят за маму и папу детишки далеко в раю. Так считают служители церкви.
День памяти — не просто встреча объединенных горем людей. Это праздник на земле для тех, кто уже на небе. Они почти не жили, но подчас знали о жизни больше седого мудреца. Своим страданием дети писали и пишут главный завет: любите и не судите.
— Ваши дети самые талантливые, самые умные. Они оставили нам свои улыбки, — отметила социальный педагог Ирина Байдакова.
На столике предметы скорой помощи — валерьянка, корвалол. Тяжело не только родителям, сотрудникам хосписа, но и гостям вечера, тем, кто узнал ребят впервые. Растерялся и певец Петр Елфимов.
— Первый раз я вышел на сцену и не знаю, что сказать. Несмотря ни на что, будем жить дальше, ценить эту жизнь, а родные люди, где бы они ни находились, всегда будут с нами.
Артист помянул детей песней “Ты мне вясною прыснілася”. Выступил на вечере и молодежный академический хор “Менка”. Пели девушки о далекой родине, до которой не доплыть, о встрече, что случается лишь раз. Говорят, смерть не выбирает. Нет, она-то как раз приходит с расчетом, будто в упрек жизни, застрявшей в суете. Приходит, чтобы встряхнуть людей, заставить обернуться, спросить себя, для чего, для кого живем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter