В Мозыре работает уникальный центр циркового искусства "Арена", воспитанники которого недавно взяли три спецприза на фестивале в Монте-Карло

Дети, у которых есть чему поучиться

Воспитанники центра циркового искусства "Арена" завоевали три спецприза на фестивале в Монте-Карло
Удивительно, но единственный в нашей стране центр циркового искусства имеет полесскую метрику. В индустриальном Мозыре — городе, известном обывателю скорее своими заводами и речным портом, нежели жонглерами и эквилибристами, — «Арена» прописалась ровно 10 лет назад. За эти годы юные артисты объездили полмира, завоевали несколько десятков престижнейших международных призов и даже успели стать частью знаменитой канадской семьи дю Солей. А совсем недавно в комплиментах нашим воздушным гимнастам рассыпалась сама принцесса Монако Стефания: с V Международного юношеского циркового фестиваля «Новое поколение» в Монте–Карло белорусы увезли целых три специальных приза. Впервые в цирковой истории нашей страны. Как и какими силами мозырской семье Кузнецовых удалось превратить провинциальный город в объект международного восхищения? Репортаж «СБ» — о детях, которые только учатся, но у которых уже есть чему поучиться.



***

Не циркачи, а цирковые. На «циркачей» в стенах «Арены» могут даже обидеться. «Потому что цирковые — это особая национальность, носители древнего знания, накопленного за месяцы и годы тренировок», — растолковывает основатель центра Борис Кузнецов. День за днем здесь, в здании бывшего ДК на улице Интернациональной, даже не кипит — бурлит! — самая настоящая артистическая жизнь.

— Вот это, например, тринка. Используется для номеров антипода, — обводя взглядом реквизит, говорит неизвестным для нас языком Борис Григорьевич. — Там, в кармашках, булавы. Внизу катушки. В общем, у нас, как в секте, — пока не вступишь, ничего не поймешь.


Чтобы вступить, нужно дождаться приглашения. Очередь растягивается на год–полтора: детей, желающих бесплатно обучаться цирковому искусству, в Мозыре очень много. Художественный руководитель центра Мария Кузнецова разводит руками:

— Принять всех ребят сразу не позволяют две причины: время и техника безопасности. Сейчас у нас занимается около сотни детей, репетиции проходят ежедневно в две смены. За каждого несем ответственность, поэтому не можем позволить находиться на полностью обустроенной цирковой оснасткой сцене, скажем, двум десяткам человек одновременно.

После 12 лет занятий акробатикой Ольга Кудина сменила спортивный зал на цирковую арену.
О принятом решении ничуть  не жалеет.

Специального отбора супруги Кузнецовы не проводят. Как только один ребенок покидает стены «Арены», звонят следующему по списку. Возраст, физические данные и конституция не важны. И даже склонность к полноте не повод для «дисквалификации».


— Главный показатель для нас — желание учиться и трудиться, — философски размышляет Борис Григорьевич. — Некоторых хватает всего на неделю до первого ушибленного пальчика: «Ой, мне больно, больше не буду заниматься». А другой ребенок раз упадет, второй, третий... Но не уходит. Стиснув зубы, работает до победного, пока не выполнит необходимый элемент. Настоящий артист выходит на арену не благодаря, а скорее вопреки физическим возможностям.

***

Превратить профессию в настоящее циркопроизводство семья Кузнецовых задумала сразу после свадьбы. На то, чтобы понять и грамотно выстроить этот механизм, ушло несколько лет. Познакомились Мария и Борис в Киеве — оба в свое время выступали в Национальном цирке Украины. Мария Николаевна вспоминает:

Брат и сестра, Андрей и Диана Ситник, репетируют сложнейший трюк — переезд по канату на моноцикле.

— В детстве, живя с мамой в Мозыре, я буквально бредила цирком. Но где здесь, в полесской глубинке, можно было посмотреть на настоящих жонглеров, гимнастов, эквилибристов? Негде... Желание стать частью цирковой семьи было столь велико, что я подалась в Киев. Поступила в училище — и это было такое счастье! Когда у нас с Борисом встал вопрос: остаться в Украине или вернуться на родину, я вдруг четко поняла, что у меня есть силы и огромное желание передать свои знания о цирке мозырским детям, дать им возможность почувствовать, что такое сцена, искусство. Ведь когда–то мне, маленькой девочке, этого так не хватало...



Через какие бюрократические тернии пришлось пройти, чтобы превратить «Арену» из маленькой студии в заслуженный любительский коллектив с собственным зданием, артисты вспоминать не очень–то хотят. Устали. Слишком много времени, сил и нервных клеток стоило им это предприятие. Они тактично уводят разговор в сторону, набрасывая таинственный цирковой флер на эти, в общем–то, простые материи. Кстати, даже у мозырян порой складывается неверное впечатление, будто центр — собственность семьи Кузнецовых. На самом деле «Арена» имеет статус госучреждения и находится в ведении Мозырского райисполкома.

Весь цирковой реквизит  и оборудование ребята собирают самостоятельно.

— Мы оформлены как клубное учреждение, но при этом имеем план по доходам на сумму 1 миллиард 200 миллионов рублей в год. У некоторых дворцов и клубов по Гомельской области эта сумма едва дотягивает до 600 тысяч рублей за год, у нас — целый миллиард! А что делать? Приходится выполнять... Постоянно придумываем новые программы, не отказываемся от коммерческих выступлений. Всеми силами и возможностями привлекаем средства в бюджет, — вздыхает худрук.

  Борис и Мария Кузнецовы.

Первое время единственной рекламой центра было сарафанное радио. С годами популярность выросла. О мозырских цирковых артистах узнали, в том числе и за рубежом. Они увозили главные награды с фестивалей Италии, Китая, России, Украины, Казахстана, Израиля, Литвы, Латвии... Месяц назад очередь дошла до Монако. Борис Кузнецов, кажется, до сих пор не может поверить в реальность произошедшего:

— Фестиваль в Монте–Карло — высшая планка для любого циркового артиста. Как Олимпиада для спортсменов. Мы много лет стремились туда попасть, упорно работали, чтобы мечта наконец сбылась. Дело в том, что системы отбора на фестиваль как таковой нет. Выступить можно лишь по приглашению организаторов, которые скрупулезно отслеживают и подсчитывают победы артистов на престижных конкурсах.

13-летние Виктория Бограенок и Стефания Турмович вернулись
из Монте-Карло со спецпризами и медалями.

— Когда в числе победителей объявили BELARUS, по залу пошел шепот. Никто не мог понять, что за страна такая, — улыбается Мария Кузнецова. — Нам с Борисом в свое время не удалось покорить Монте–Карло, но мечту о нем воплотили наши дети.

***

Сами герои фестивальной феерии — 13–летние Стефания Турмович и Виктория Бограенок, а также 16–летний Станислав Плотников — кажется, даже не осознают, какого шума наделали в цирковом мире. Тренируются, не обращая на корреспондентов «СБ» никакого внимания. На небольшой по мировым меркам сцене, кроме трио гимнастов, умудряются репетировать еще пять человек. Каждый в своем «квадрате». Пока девочки тянут шпагаты и выгибают в разные стороны свои «пластилиновые» тела, мальчишки жонглируют кольцами и держат равновесие на катушках. К тому, чтобы начать исполнять сложнейшие трюки, неподвластные порой даже взрослым, ребята готовятся годами, никакого волшебства тут нет. То, что принято называть творчеством, в их работе практически отсутствует — каждый жест, каждый взгляд отработан, никакой свободы и спонтанности. Вместо этого — привычный ежедневный ритуал.

Среди зрителей немало ровесников самих артистов.

Несмотря на юный возраст, Стас, Стефа и Вика едва ли не самые опытные артисты «Арены». В цирковом искусстве больше восьми лет. Стас, кстати, оформлен в штате «Арены» абсолютно официально — трудовую книжку парень получил еще два года назад. Зарплата небольшая — всего 1 — 2 миллиона. Но на жизнь, говорит, пока хватает.

Его коллеге по манежу, жонглеру–акробату Диме Солянику, уже 20. Как и Стас, оформлен в центре на должности артиста. Связать жизнь с цирком решил уже давно. Пока работает в Мозыре, но подумывает о контрактах за границей:

Александра Скидан и Диана Ситник работают в жанре антипода.
Девочки крутят на ногах не только мячи и обручи, но и друг друга.
Максим Бобер, 11-летний эквилибрист на катушках, делает трюки, которые порой неподвластны даже взрослым артистам.

— Мне все жанры даются легко, учусь очень быстро. Пока у меня нет возможности уехать, но в будущем, конечно, подумываю об этом. Как и о получении профессионального циркового образования.

— В Беларуси два государственных цирка, в Минске и Гомеле, и при этом нет ни одного профессионального училища или специального учебного учреждения подготовки артистов цирка, — подключается к беседе Мария Кузнецова. — Одно время ходили разговоры о создании кафедры при университете культуры, но потом все как–то затухло... Мне больно и обидно, что здесь все осталось на уровне 80–х, когда я уезжала учиться цирковому искусству в Украину. Киев и Москва — единственные города, где готовят артистов для стран СНГ.


Кузнецовы мечтают о сотрудничестве с Белгосцирком, чтобы у маленьких артистов была возможность работать с профессионалами. Сетуют и на то, что в стране не проводятся цирковые фестивали, конкурсы, соревнования. Но самая большая проблема... родители:

— Многие из них считают, что цирковой артист — это не профессия. Поэтому забирают детей из студии, чтобы они поступили в «нормальный вуз» и получили «нормальную профессию». При этом ребята — талантливейшие, победители международных конкурсов, лауреаты и стипендиаты фонда Президента по поддержке талантливой молодежи. Вы не представляете, как больно становится, когда ребенок говорит: «Мама, хочу в цирке работать», а родительница заявляет в ответ: «Нет, иди учись на экономиста». Они не понимают, что забирают у детей самое дорогое в их жизни...

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 46 (24928). Суббота, 12 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter