Как ребят из молотковичской «особенной» школы готовят к жизни в обыкновенном мире

Дети цвета индиго

Больше полувека в агрогородке Молотковичи, недалеко от Пинска, работает вспомогательная школа-интернат. Здесь учатся налаживать отношения с окружающим миром 185 детишек с особенностями психофизического развития. Судьбы ребят, как и их диагнозы, похожи: почти половина воспитанников интерната — социальные сироты. В Молотковичах детей учат элементарным вещам: убирать постель, стирать, ухаживать за собой. Им дают базовые знания и помогают освоить профессии штукатура, мостовщика, сборщика мебели. Как особенных детей из особенной школы готовят к жизни в обыкновенном мире — читайте в репортаже «Р».

Программа, по которой занимаются воспитанники интерната, от обычной школьной отличается значительно. Здесь не изучают химию, физику, иностранные языки. Остальные предметы — на упрощенном уровне.

«Вроде и родители есть, а поехать не к кому…»

Вся мебель, которую вы видите в этом кабинете, собрана руками наших мальчишек, — проводит экскурсию по школе-интернату директор Вячеслав Изотов. — Более того, ребята вместе с наставниками сделали шкафы, стеллажи, тумбочки, столы, кровати для двух корпусов интерната. Сэкономили десятки тысяч рублей. И мебель получилась отличная…

Мебель действительно хороша. Не придраться. В кабинете русского языка директор показывает парты-одиночки. Их можно запросто перемещать с одного места на другое. Работать в группах теперь намного удобнее.

Программа, по которой занимаются воспитанники интерната, от обычной школьной отличается значительно. Здесь не изучают химию, физику, иностранные языки. Остальные предметы — на упрощенном уровне. В каждом классе — от 6 до 12 учеников.

Все рассчитано на то, чтобы ребята могли получить базовые знания, — объясняет Вячеслав Изотов. — Помимо математики, русского и белорусского языков, они изучают историю, географию, основы компьютерной грамотности. Кстати, наши дети прекрасно осваивают современную технику. 
  
  В новом цеху воспитанники интерната учатся собирать корпусную мебель. Здесь же выпускники могут получить первое рабочее место.

В интернате работают 65 педагогов. Обслуживающего персонала примерно столько же. Это медики, кухонные работники, помощники воспитателей, уборщицы, рабочие по обслуживанию зданий.

Ребята в интернате находятся круглосуточно. Те, у кого есть родители, могут уезжать на выходные и каникулы. 72 воспитанника — социальные сироты. Вроде и родители у них есть, а поехать не к кому. Многие семьи находятся в социально опасном положении. Сами понимаете, рассчитывать на помощь и поддержку таких родителей детям не приходится...   

Школ-интернатов вроде молотковичской в нашей стране становится все меньше. Только за последние десять лет на Брестчине закрылись три учреждения аналогичного профиля. Вячеслав Изотов объясняет тенденцию: 

— Все больше особенных детей посещают интегрированные классы общеобразовательных школ. Там создаются необходимые условия, с ребятами работают специалисты, они учатся жить в обществе. Для здоровых детей такой подход тоже полезен — они учатся адекватно реагировать на людей с особенностями психофизического развития.

Женька-пчеловод

В кабинете пчеловодства идет урок. На доске обозначена тема: «Утепление пчелиных гнезд на зиму». Преподаватель Геннадий Резанович делает паузу:

— Здесь мы учим ребят основам профессии. Пчеловодами смогут стать немногие. Скорее — помощниками пчеловодов. Но толковыми и понимающими. За уровень их подготовки я спокоен. 

Геннадий Филиппович занимается пчеловодством больше 20 лет. Говорит, работать с мальчишками интересно:

— У нас есть пасека на 12 пчелосемей. В летнее время перевозим ульи к медоносам, выезжаем на колхозные поля. Самым способным и увлеченным выпускникам отдаю пчел, и они продолжают заниматься любимым делом.        

На стенах кабинета — фотографии полесских пчеловодов, ульев, старых бортей. На полках лежат инвентарь, воск, прополис, вощина. На стеллажах собраны книги и учебные пособия. В углу — стеклянный улей для наблюдения за жизнью пчелиной семьи. Через специальные ходы насекомые могут вылетать на улицу. Но за окном холодно, и делать там совершенно нечего.    

Долговязый мальчишка читает вслух тему урока. Мы стоим у доски, и он, обращаясь к нарисованной схеме, объясняет, как движется пчелиный клуб зимой. Когда идет вверх, когда вниз и сколько нужно меда, чтобы протянуть до весны. Увлеченного мальчишку зовут Женей:

— А фамилия моя Вредун. То есть вредный. Шучу, конечно! Я очень хочу научиться пчеловодству. Это так интересно! Закончу учебу — и обязательно заведу свою пасеку. 

Геннадий Филиппович поддерживает ученика:

— Мы с Женей договорились, что весной я ему выделю собственный улей, и он будет его досматривать. Весь полученный мед останется в Женькином распоряжении. 

Женька доволен. Улыбается. Ждет не дождется весны…

Гончарство — дело молодых

Идем в гончарный кабинет, хотя это и не кабинет вовсе, а вполне себе музей. Здесь собраны лучшие работы: глиняные горшки, кувшины, подсвечники, сувениры. За гончарным кругом сидит Илья Новак. Ему 34 года, 12 из них он работает воспитателем в школе-интернате, ведет занятия по ритмике, шесть лет назад взялся за освоение гончарного ремесла.

 Илья Новак 12 лет работает воспитателем в доме-интернате. Он ведет занятия по ритмике, а шесть лет назад взялся за освоение гончарного ремесла.

Втянулся быстро, поскольку у меня было пластилиновое детство, — улыбается Илья. — Лепил много, участвовал в различных конкурсах. Когда решили обучать детей гончарству, я поехал в Городную — столицу полесского гончарства, чтобы перенять опыт местных мастеров. В школе мы сделали деревянный механический круг, начали работать, а через пару лет в Питере купили три электрических гончарных круга.

В школе-интернате гончарством занимаются пять групп. В каждой по шесть человек. Наставник говорит, что ребята охотно посещают занятия:

— Мы же их не заставляем, все исключительно по желанию. Но гончарство — промысел увлекающий, дети даже после окончания урока не хотят уходить. Для них это интересно, для нас — возможность научить ребят чему-то новому, поработать над развитием мелкой моторики, посмотреть, кто на что способен. 

В Пинском центре культуры и творчества, бывшем ДК «Трикотажник», работает магазинчик, где любой желающий может купить результаты труда особенных детей из Молотковичей. Гончарные изделия пользуются спросом:

— Хорошо продаются горшки, не покрытые глазурью. Такие вещи покупают для детишек, а они их расписывают красками, — объясняет Вячеслав Изотов. — В магазинчике можно заказать багет. Наши ученики вместе с наставниками выполнят заказ в багетной мастерской. Она действует при школе-интернате. Каждые выходные мы возим в магазин одного-двоих старшеклассников. Это важно, поскольку ребята учатся обслуживать клиентов, работать с людьми, а еще видят, что их труд востребован, что они приносят пользу обществу.       

В школе особенные дети могут освоить профессии швеи, маляра-штукатура, пчеловода, сборщика мебели, овощевода-садовода, кузнеца холодной ковки, мостовщика. Большинство мальчишек получают работу в строительных организациях. Девчонки — на швейных предприятиях. Однако с трудоустройством часто возникают проблемы — работодатели не горят желанием нанимать людей с интеллектуальной недостаточностью. Как помочь выпускникам, которые не могут найти себя в жизни? Есть вариант.

Тихая гавань для  выпускников

Недалеко от учебных корпусов виднеется яркое одноэтажное здание. Это новый цех. Его строительство завершилось недавно. Здесь ученики осваивают сборку корпусной мебели. А выпускники могут получить первое рабочее место.

 В Пинском центре культуры и творчества работает магазинчик, где можно купить сувениры, сделанные ребятами из Молотковичей.

В цеху гудят новенькие станки. Вячеслав Изотов объясняет:

— На современном оборудовании работают четыре профессиональных станочника, четверо учеников проходят практику. В этом цеху смогут работать и наши выпускники. Задумка такая: у нас есть очень хорошие ребята, но им бывает трудно найти свое место в жизни. Работодатели их зачастую не понимают и не принимают. Мы построили этот цех во многом для того, чтобы такие выпускники могли здесь работать в течение какого-то времени. А мы вместе с социальными службами будем искать им другое рабочее место. Этот проект нам помогли реализовать партнеры из ЕС при поддержке Пинского райисполкома, Брестского облисполкома, Министерства образования.   

Мебель, которую начали производить в Молотковичах, уже получила необходимые сертификаты. Заказы расписаны на месяцы вперед. Сейчас в цеху делают мебель для дома семейного типа, который откроется в Парохонске.

Главное — заинтересовать ребят, дать им почувствовать себя нужными, востребованными, — убежден директор школы-интерната. — Когда дети находят свое дело, они меняются на глазах. Недавно к нам из специализированного училища пришел мальчик-сирота. И по характеру, и по поведению — тяжелый ребенок. Мы познакомили его с мебельным производством, и буквально все каникулы он провел в цеху. Учился, размечал, собирал шкафы с утра до вечера. Найти то, что действительно интересно ребенку, его призвание — это большая удача и настоящее счастье…

Павел ЮШКЕВИЧ

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter