«Дети станут взрослыми и скажут: молодежь нынче не та…»

В Ошмянской школе № 1 реализуется много необычных проектов

О конфликте поколений, опасности для общества невоспитанных умников и одном ценном качестве, которое взрослым стоит перенять у детей

«Если театр начинается с вешалки, то школа — с дворовой территории», — говорит директор Ошмянской средней школы № 1 Михаил Гружевский (на снимке) и приглашает на увлекательную экскурсию. Точно так же, как и впервые попавший сюда, каждый день не перестают удивляться красоте этого уютного парка с мелодичными фонтанчиками, душистыми цветниками местные жители. «Ошмянский Версаль» — так назвал школьный двор кто-то из гостей. Побывав здесь, понимаешь, что это не преувеличение.

Такая цветочно-кустарниковая «оправа» школе, конечно, очень подходит. Но есть у этого красивого пейзажа и другое назначение. Через такие порядок, эстетику — вокруг и рядом — формируются и настроения в коллективе, отношение к окружающему у детей — бережное, созидательное. Из гордости за свою школу, а уже не одно поколение выпускников и учеников называет ее «первая школа № 1», в душе вырастает то важное качество, которое служит человеку счастливым спутником во многих его делах: патриотизм, любовь к малой родине, своей стране.

А ну-ка, папы!..

Заслуженный учитель Беларуси Михаил Гружевский воспитательному аспекту в образовании всегда отводит особенную роль. Ведь через правильный наглядный пример формируется успешная в своих интеллектуальных достижениях личность. Подтверждением его слов являются всевозможные победы ребят: за шесть лет у школьников семь побед на республиканских олимпиадах, 24 — на областных, четыре человека стали стипендиатами Спецфонда Президента по поддержке талантливой молодежи. Именно у ребят с Гродненщины на централизованном тестировании ежегодно самые высокие баллы. В этот раз ошмянские школьники вновь подтвердили глубину и качество своих знаний, заработав на ЦТ по математике 92 балла и 96 по русскому языку. А в прежние годы на экзаменах им покорялась планка и в сто баллов!

В педагогическом коллективе такие цифры воспринимаются уже как факт закономерный и даже ожидаемый. «Почему? В чем секрет такого успеха ребят?» — интересуюсь у Михаила Гружевского. Ответ ему известен наверняка. В мае нынешнего года по указу главы государства директор награжден орденом Франциска Скорины. В системе образования в нашей стране эта высокая награда — большая редкость, и получают ее действительно лучшие из лучших. А ответ руководителя оказался простым: секрет в четкой, слаженной системе работы с детьми, в основе которой — правильные ориентиры и подходы. Воспитывать (характер, успешность в учебе) в педагогическом коллективе стараются через положительный пример. Замечая, как поощряется хорошее, быть неуспешным самому ребенку, подталкиваемому одной из важнейших движущих сил достижений каждого школьника — амбициями родителей, просто не позволяет чувство собственного достоинства.

Здесь реализуется множество необычных проектов, ставших традиционными, неотъемлемыми в жизни школы. Выставки лучших тетрадей и дневников, широкое привлечение к делам школьников не только родителей, но и бабушек с дедушками. В этой ошмянской школе удалось, казалось бы, невозможное: сделать пап добровольными (!) участниками родительских собраний, дискуссий и выступлений с лекциями на темы семейного воспитания. Начало этой практике было положено 17 лет назад. Тогда некоторые из родителей к инициативе администрации провести общешкольное собрание пап отнеслись, судя по всему, несерьезно: прийти на него пришли, но… были навеселе. Сегодня отношение к подобным встречам кардинально иное. Родители, а их в актовом зале школы собирается порой и до 300 человек, активно дискутируют друг с другом, педагогами и священниками о действенности своих воспитательных подходов, тонкостях подростковой психологии, вместе со своими детьми исполняют песни.

Про невежд и невеж

В каждой школе, как и в семье, воспитательные подходы не повторяются. Михаил Гружевский, например, не сторонник того, чтобы приходящие к нему в кабинет дети или учителя «тряслись» от страха. Польза от «шоковой терапии», построенной на подавлении личности, будет только кажущаяся. Поэтому ученики, как успешные, старательные, так и отстающие по программе, нарушители дисциплины в кабинете у директора — частые гости. Но отношение ко всем детям у руководителя одинаковое, отражающее один общий вывод: умный, но невоспитанный ребенок опаснее для общества, может нанести ему больший вред, чем воспитанный, но слабый по предметам ученик.

Уральские самоцветы и белорусский «бриллиант»

Хороший учитель, как и хороший друг, — общение с ним для сердца приятно и для ума полезно. С этим согласится каждый, но особенно те известные выпускники ошмянской школы, которые своими достижениями и открытиями прославили нашу страну. Спустя годы они с радостью возвращаются в свою школу, потому что уверены, что именно отсюда начинается трудный путь восхождения к успеху. Михаил Гружевский вспоминает, как впервые вместе с детьми отправился на экскурсию в Национальную библиотеку. От увиденного почувствовали себя тогда гостями какого-то фантастического космического корабля. На прощание не забыли поинтересоваться, кто авторы проекта этого архитектурного чуда? Оказалось, один из членов авторского коллектива Виктор Крамаренко — выпускник Ошмянской средней школы № 1. Пригласили профессора, лауреата Госпремии, академика Всемирной академии архитектуры на 80-летний юбилей школы, где тот неожиданно для всех признался: идея здания-«бриллианта» пришла в голову… во втором классе, в тот момент, когда первая учительница Мария Герасимовна Ануфриева читала сказку об уральских самоцветах…

Известный врач-онколог кандидат медицинских наук Владимир Безмен также выпускник 1-й школы. Окончив семь классов, поступил сначала в медучилище, затем в институт. Когда коллеги начинают подшучивать над ним, мол, как такое стало возможно — добиться многого в медицинской онкологии, не имея свидетельства о среднем образовании, Владимир Архипович неизменно отвечает: «Для успеха в профессии и жизни даже семи классов такой школы, как № 1 в Ошмянах, достаточно».

Выпускник школы Франц Клинцевич, заместитель председателя думской фракции «Единая Россия», прошел войну в Афганистане, пять лет отвечал за формирование госорганов власти в Чеченской республике. Все его бойцы вернулись из Афганистана живыми. Наверное, не только удача, но и личные качества командира сыграли здесь основную роль. А вместе с семьей ответственность за формирование характера ребенка в большой степени лежит на учителях, школе.

Выпускница ошмянской школы заместитель директора Республиканского института контроля знаний Ядвига Бескаровайная в учреждении образования всегда желанный гость. Она не раз приглашала учеников в главный «штаб», отвечающий за подготовку и проведение ЦТ в нашей стране, — на экскурсии в РИКЗ.

Михаил Гружевский из 36 лет педагогического стажа 24 года посвятил директорству, и он, можно не сомневаться, прав, когда говорит:

— Коллектив много внимания уделяет истории школы. На каждой линейке мы устраиваем переклички среди родителей и убеждаемся, что около шестидесяти процентов присутствующих — наши выпускники. Это о чем свидетельствует? Если в их семьях с детьми возникают какие-то проблемы, значит, в свое время что-то упустили и мы, педагоги. Но я не могу согласиться с утверждениями, что нынешняя молодежь хуже, чем их сверстники несколько десятилетий назад. Наоборот, сегодня ребята все больше настроены на учебу, получение знаний, достойного образования. А проблема отцов и детей будет существовать во все времена. Станут взрослыми сегодняшние дети и скажут: молодежь нынче не та… Взрослым и самим кое-чему стоило бы поучиться у детей, например, их открытости, бесхитростному взгляду на мир.

Скажи мне, кто твой педагог…

К сожалению, сейчас детей сложнее привлекать к труду на благо школы. Руководителям проще попросить выйти на субботник педагогов, чем оформлять множество бумаг-разрешений на учащихся. Но в этой школе дети работают и на субботниках, и на летней практике. И все, что радует глаз и ученика, и случайного прохожего здесь, на школьном дворе, создано исключительно трудом совместным: учеников, педагогов, техработников, родителей.

Но дети преуспевают и в другом — учебе, творчестве. Михаил Гружевский шутит, что стал для учеников в последние годы еще и продюсером. И благодаря такой его совместно с педагогами «агрессивной продюсерской политике», об образцовых коллективах — школьном ансамбле фольклорной песни и танца, ансамбле эстрадного пения «Полет» (руководители Вера и Николай Федоренко), театре танца «Эффект» (руководитель Анна Романькова) — знают и в соседней Литве, и в Польше. За рамки учебного плана выходит работа учителей Ларисы Станкевич, Натальи Маковецкой, Николая Колядко, многих других… Вкладывая в свое дело не только время, но и душу, лучшей благодарностью за это от детей являются их громкие победы в олимпиадах и конкурсах. К слову, педагоги и сами не прочь посостязаться с коллегами. Психолог, учитель немецкого языка Екатерина Осмольская несколько лет назад дошла до финала республиканского конкурса «Учитель года», теперь входит в клуб «Журавлик», который, как известно, объединяет лучших наставников республики.

«Настаўнiк — асветнiк душы чалавечай»

Так назван один из стендов в школьном музее, у которого есть все шансы получить звание «народного». В республиканском конкурсе на лучшую летопись школы у ошмянцев — первое место. Своей историей коллектив школы и его любознательные воспитанники дорожат. Даже младший ученик многое о ней может рассказать. Например, о трепетной истории любви учительницы физики Дудойть Марины Францевны и ее супруга Виктора, которого молодой девушке пришлось провожать в неспокойный Афганистан и каждый день молиться о нем и ждать возвращения домой живым.

Прежде чем создать музей, много знакомились с таким опытом в других школах. Но везде видели одно и то же: старые утюги да прялки... В ошмянской школе — история в лицах, именах и достижениях: учителей, учеников.

Уходя на летние каникулы, каждый класс, по ежегодной традиции, получил задание: отыскать неизвестные факты из жизни школы. Поэтому уже в новом учебном году в летописи общеобразовательного учреждения может появиться новая страница.

Фото: Инна ЮРЧИК

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter