Дети-сироты из Сенненской школы-интерната учатся творчеству у Марка Шагала

Вчерашний музыкально-художественный концерт «Цветные сны художника» в столичном зале «Верхний город» был расцвечен детскими улыбками. Из деревни Свободное Сенненского района приехали семеро юных художников - учащихся Сенненской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  Живописные работы заняли почетное место в фойе.

Кирилл Пузиков и его картина (слева вверху)

 - Дети изучали творчество Шагала, смотрели о нем фильм и настолько вдохновились его необыкновенными картинами, что нам было непросто выбрать лучшие работы, - рассказывает главная участница концерта Ольга Радецкая, пригласившая ребят поучаствовать в этом красочном действе. - Огромная благодарность их педагогу, художнице Ирине Михайловне Кучко. Она не просто открывает в детях талант, она открывает им бесконечный мир творчества и вдохновения. Среди этих детей есть необыкновенные таланты. Например, Кирюша Пузиков, который рисует в стиле кубизма, притом, что он никогда раньше не видел кубистических картин да и вообще не знает, что такое кубизм.

Ольга Радецкая работает в необычном жанре.  Ее материал - цветной песок, из которого она создает удивительные картины. Шедевр рождается, пока звучит музыкальная пьеса. Специальная аппаратура проецирует его на сводчатый потолок концертного зала. Мы видим руки, творящие волшебство. Пытаемся угадать, что должно получиться в результате, и всякий раз ошибаемся, потому что воображение художницы гораздо богаче всех наших фантазий.  Но отзвучала последняя нота, зал восхищенно ахнул - и Ольга без всяких церемоний сметает песок в корзину, освобождая место для следующего шедевра.


Вместе с Ольгой на сцене вдохновенно трудятся замечательные музыканты из Большого театра Беларуси. Квинтет духовых инструментов AMADIS BRASS в составе Дмитрия Горбачука, Александра Антоновича, Павла Кунца, Андрея Михалевича и Виктора Яриновского. Солисты - виртуозы Ирина Кнауэр (скрипка) и Виктор Пузыня (кларнет), тонко чувствующие стиль и смысл каждой пьесы. Феерический ударник - Михаил Константинов. Музыка самая разная - от Баха до «Скрипача на крыше» и клезмерских мелодий. 

Соло на скрипке исполняет Ирина Кнауэр

А объединяет весь этот фантастический проект Сюзанна Степанян. Это она придумала с помощью музыки и песочной анимации рассказать о Марке Шагале. К тому же, она прекрасный лектор и щедро делится с публикой любопытными фактами о жизни и творчестве прославленного земляка.

И все же главной героиней и душой концерта по праву стала Ольга Радецкая с ее эфемерными и сказочно красивыми творениями.

- Скажите, Ольга, насколько ваши картины импровизированные?

- Импровизация была ранее, когда я работала над проектом. Но песок каждый раз ложится по-разному и требует мгновенной корректировки. Я потому и обожаю этот материал, что он «живой». Каждый раз ты делаешь картину заново, и зритель - свидетель самого процесса творчества. С песком можно отрепетировать линию сюжета, а в остальном он непредсказуем. Особенно трудно работать с такой богатой палитрой оттенков. Надо чувствовать, где какой цвет и оттенок добавить, а времени нет, музыка летит вперед, и надо успевать за ней в такт.


- Сколько у вас разноцветных баночек с песком?

- Сейчас подсчитаю… Ого, восемнадцать! 

- Но вы же не смешиваете оттенки на ходу? Все оттенки уже подготовлены?

- Смешиваю, но уже на столе! Главное для меня - передать палитру Шагала.


- Вы же не повторяете в точности никаких его картин?

- Нет, я только создаю атмосферу.

Портрет Беллы, в котором публика увидела саму Ольгу Радецкую

Мало-помалу наш разговор вернулся к сенненским детям. Ольга рассказала о том, как они с коллегами уже больше двух лет помогают школе-интернату. Ведь она не только художник, но и специалист в сфере финансов.

- Весной мы нашли педагога по ИЗО, организовали студию и целиком оплачиваем ее содержание. Нам очень везет и на детей, и на педагогов. Администрация школы поддерживает все мои безумные затеи. Мне очень захотелось привлечь детей к проекту о Шагале, о котором они еще летом не знали ровным счетом ничего. Для детей это очень важно - и внимание к ним, и участие в концерте, и признание их труда и таланта. Они должны в себя верить.


- А теперь дети знают о Шагале? Им понравился концерт?

- Мы после концерта взяли у них интервью. Шагал поначалу их удивлял, ведь у него летают по небу и люди, и животные. А сегодня мальчик Илья сказал, что они летают от счастья и радости. Шагал близок детям, потому что у него на картинах много животных и много юмора. А еще потому, что каждая картина как рассказ, ее можно долго рассматривать и находить новые детали. Детям нравится, что предметом картины может быть повседневная жизнь.

- Искусство лечит?

- Стопроцентно да! Искусство - это арт-терапия. Эти детки многое видели в жизни, но какие у них добрые работы! Они всем желают добра и счастья.

- А что еще, кроме искусства?  

- Кроме нас, детям помогает Национальный центр красоты, Федерация шахмат. Подождите, мы еще и шахматистов там вырастим! Уже два года дети занимаются английским с репетитором. Не всякая семья может детям такое дать! И многие дети это понимают. Ведь, по сути, главное - это образование, с ним у ребят точно будет жизненный шанс.

Помимо этого, в Сенненской школе-интернате предусмотрены и другие возможности профориентации для подрастающих детей. Здесь реализуется экспериментальный проект Министерства образования Республики Беларусь, в рамках которого воспитанники получают базовые сельские и городские профессии: столяр, швея, тракторист, овощевод. Так что каждый из ребят, в зависимости от своих желаний и склонностей, сможет самоопределиться в жизни. И это еще один пример того, как на «малой родине» рождаются новые интересные проекты, а «большая родина» дает своим детям путевку в жизнь.


Фотографии предоставлены Ольгой Радецкой

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter