«Дети подземелья». Метростроевская версия

На стройках метро неправильно использованы 60 млрд. рублей

У героев известного произведения среда обитания забирала все жизненные соки и такую радость, как солнечный свет. Минские метростроевцы остаются «детьми подземелья» во многом потому, что не видят технологического «солнца».

Такой мотовоз все промотает

Когда на коллегии Комитета госконтроля Беларуси шел разбор полетов по возводимым объектам Минского метрополитена, мне вспомнилось произведение великого русского писателя Владимира Короленко «Дети подземелья». По аналогии захотелось назвать «детьми подземелья» и минских метростроевцев.

Ежедневно треть минчан и многие гости столицы предпочитают передвигаться по городу на метро. К их услугам сегодня две линии и 25 станций. Но этого мало. Пассажиропотоки в белорусской столице возрастают. Требуется существенно увеличить темпы строительства подземки. Столкнувшись с такой же проблемой, другие европейские города решают ее за счет применения при строительстве метро современных технологий, нового высокопроизводительного оборудования — в первую очередь горнопроходческих комплексов. Например, технологические тоннелепроходческие комплексы за рубежом применяются уже более 30 лет и успешно решают непростые задачи, выполняя работу в различных условиях, в том числе если приходится преодолевать такую породу, как твердый гранит. За месяц эти машины могут пройти от 200 до 900 метров, обеспечивая безопасную работу в условиях городской застройки, не создавая шума и вибраций.

У нас же все застыло на уровне середины прошлого века. Минские строители возводят метро так же, как его строили в тридцатых-пятидесятых годах минувшего столетия в Москве: едва ли не главное орудие труда — отбойный молоток. И потому они, образно говоря, — «дети подземелья», в то время как их зарубежные коллеги давно выросли из детских штанишек.

В 2006 го­ду, правда, была предпринята попытка обзавестись современной высокопроизводительной техникой, но требуемых миллиардов рублей на эти цели у Мингорисполкома не нашлось. Вот и продолжают минские метростроевцы работать по старинке. Причем некоторые явно не на совесть: потратили денег больше, чем требовалось для приобретения технологического тоннелепроходческого комплекса!

Как установлено в ходе проверки КГК Беларуси, на строительстве объектов Минского метрополитена неэффективно и с нарушением законодательства использовано государственных средств и имущества на сумму около 60 миллиардов рублей. Вот он, резерв, который лежит на поверхности. Чтобы его задействовать, ничего глубоко бурить не надо — только соблюдать закон и быть рачительным хозяином.

Приведу один весьма показательный пример. Есть в метрополитене мотовоз – дрезина, предназначенная для подвоза оборудования, материалов и прочего в ночное время. Во время проверки сотрудники Комитета госконтроля установили, что мотовозу приписали 700 машиночасов. Стоимость невыполненных работ — 200 миллионов рублей. Эта сумма должна быть возвращена в бюджет. Плюс практически в таком же размере к виновникам будут применены штрафные санкции, чтоб неповадно было впредь заниматься приписками. Мингорисполком явно недостаточно контролирует деятельность своих коммунальных предприятий и организаций, а Министерство архитектуры и строительства не обеспечивает качественное нормативно-правовое регулирование вопросов, связанных с ценообразованием по строительству метро. Вот прецедентов и более чем достаточно.

Кому перекрыли кислород российские перекрыватели?

Мингорисполком ежегодно утверждает объемы, перечень и источники финансирования объектов метрополитена, но плановые показатели не всегда выполняются, сроки переносятся. Недостатки в планировании объемов строительства и финансирования объектов метрополитена, бесконтрольность со стороны Мингорисполкома привели к росту сверхнормативного незавершенного строительства.

Среди таких объектов – вестибюль № 2 с входными зонами станции «Молодежная». Он был почти построен (в том числе произведена облицовка гранитом и мрамором стен и полов) и брошен еще в 1995 году. С тех пор вестибюль так и не использовали. К тому же его выход направлен к железнодорожным путям. То есть, можно сказать, в никуда. Планировалось, что рядом будет остановочный пункт железной дороги, но прошло почти полтора десятка лет, а планы так и остаются планами.

Еще один замороженный объект – подземный двухэтажный торговый зал площадью 4,2 тысячи квадратных метров. Он расположен между станциями «Молодежная» и «Фрунзенская». Этот объект также брошен в тот же период времени. Сейчас уже нет особой необходимости его достраивать. Ведь рядом функционирует большой торговый центр «Корона», возводятся другие объекты аналогичного назначения...

Недостатки в маркетинговой работе и несоблюдение дирекцией законодательства о проведении торгов по выбору поставщиков товаров для строительства объектов метрополитена привели к неэффективному использованию бюджетных средств на закупку дорогостоящих украинских эскалаторов и российских перекрывателей пассажиропотоков. При этом заказчик почему-то не изучил возможности изготовления перекрывателей отечественными предприятиями (а они могли выполнить заказ на более выгодных условиях) и отклонил предложения других иностранных производителей эскалаторов, которые были в 3—4 раза дешевле. Минстройархитектуры утвердило ресурсно-сметные нормы на обслуживающие процессы: дежурства слесарей, электриков, арматурщиков, обслуживание откаточных путей и маркшейдерских работ и т.п., однако не разработало состав и виды работ. Вместе с тем они занимают значительный удельный вес в стоимости строительства объектов метро и исчисляются десятками миллиардов рублей.

Допускал ошибки и проектировщик при расчетах стоимости строительства метро. Например, при разработке проектной документации не был принят во внимание трехсменный режим работы генподрядчика. Рассчитывались же эти затраты исходя из четырех рабочих смен. Данная ошибка проектировщика могла обойтись местному бюджету в миллиарды рублей только по одному объекту.

Вскоре после введения в эксплуатацию новой станции «Уручье» я оказался там со своим знакомым. Он внимательно осмотрел гранитные плиты на полу станции и категорически заявил: «Недолговечные!». Как в воду глядел. Недавно Госконтроль пришел к выводу, что устройство полов на этой станции выполнено из гранитных плит, которые не соответствуют строительным нормам по техническим характеристикам. Кроме того, выяснилось, что для укладки гранитных изделий на станциях «Уручье» и «Борисовский тракт» генподрядчик привлек субподрядчика, который, не проводя торги, закупил у коммерческой организации гранит по завышенной цене. В результате бюджет столицы потерял 200 миллионов рублей.

Кто ответит за неиспользуемую «Иглу»?

Коснемся проблемы складских запасов, которую также вскрыл Комитет госконтроля. КУП «Дирекция по строительству Минского метро» накопило запасов материальных ресурсов, приобретенных за счет бюджета, на миллиарды рублей. Отдельные хранятся от 5 до 20 лет. Как это ни удивительно, но оказались никому не нужными километры проводов и кабеля. Такая же судьба постигла тонны изделий из черных и цветных металлов, сотни чугунных задвижек и электроламп.

Одно из таких дорого­стоящих приобретений — модульная установка пожаротушения «Игла». Она куплена в 2005 году, но так и не нашла применения и пылится на складе.

Члены коллегии Комитета госконтроля Беларуси настойчиво пытались выяснить, когда же будет запущена дорогостоящая установка. В ответах отчитывающихся начальников прозвучали ссылки на то, что «Иглу» настоятельно рекомендовали установить в поездах метрополитена представители МЧС. Руководители эксплуатирующей организации заявили: были бы деньги на монтаж модульной установки, они бы приняли «Иглу» на свой баланс. Но таких средств нет.

Правильно подметили члены коллегии: малейшей инициативы хватило бы, чтобы реализовать коммунальным и иным предприятиям столицы образовавшиеся накопления. Но ее до сих пор никто не проявлял. Не свое добро пропадает…

Грустные выводы

Председатель Комитета госконтроля Беларуси Зенон Ломать сокрушался: в последние годы метрополитен оставался вне поля зрения КГК, и в результате стали возможными вопиющие нарушения. Комитет продолжит контрольные мероприятия на объектах метрополитена, уделяя внимание прежде всего тендерным закупкам. Коллегия рекомендовала рассмотреть ситуацию с возведением объектов метро не только Мингорисполкому, но и Совету Министров. Слишком серьезен вопрос, требуется комплекс мер, в том числе и неординарных.

На снимках: выход вестибюля № 2 станции «Молодежная», который ведет в никуда; часть невостребованных изделий и оборудования, многие годы пылящихся на складах.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter