Дети на выданье

Стоит ли безоговорочно хранить тайну усыновления?
Стоит ли безоговорочно хранить тайну усыновления?

Поразительный случай произошел в Великобритании. Близнецы, разлученные в детстве, встретились и поженились. Брат и сестра даже не подозревали, что они родственники. Нас эта душещипательная история заставила вспомнить о давней дискуссии. Должны ли знать усыновленные дети, кто их биологические родители? Обязательно ли раскрывать тайну усыновления? Или все–таки оставить за приемными родителями право принимать решение, посвящать ли малыша в настоящую историю его появления на свет?

Во многих странах, в том числе в Беларуси, тайна личной жизни охраняется Конституцией. Усыновление ребенка — дело приватное и деликатное. Далеко не все усыновители, смеем предположить, хотели бы рассказать ребенку о его происхождении. Как–то на встрече с психологом в Национальном центре усыновления 4 из 5 семей, желающих взять ребенка, были категорически против раскрытия тайны: «Мы будем молчать до последнего».

— Если в шкафу есть скелет, он рано или поздно загремит, — такова позиция директора Национального центра усыновления Натальи Поспеловой. — Именно поэтому я против тайны усыновления. Единственное, чем могу ее оправдать, так это неверием в человеческую мораль, в то, что наше общество готово адекватно воспринимать семью с «интересной», не такой, как у остальных, историей.

Интересно, что в Законе «О правах ребенка» и Гаагской конвенции о защите прав детей и сотрудничестве в сфере международного усыновления, ратифицированной в Беларуси в 2003 году, черным по белому написано, что каждый ребенок имеет право знать доподлинную историю своего происхождения. Другими словами, тайну усыновления, по сути, можно рассматривать как прямое нарушение прав ребенка. «Пытаясь всеми правдами и неправдами как можно дольше хранить свой «секрет», родители только дестабилизируют обстановку в семье, наживают неврозы и ломают психику ребенка, — настаивает Наталья Поспелова. — Любой малыш — родной или усыновленный — к 5 годам начинает задавать вопросы о том, как он появился на свет. Это самое оптимальное время рассказать ему всю правду. Важно при этом не обвинять и не осуждать биологических маму и папу ребенка. Как бы там ни было, они дали ему жизнь и вместе с тем принесли радость и счастье родительства приемной семье. Слепо следуя букве закона, охраняющей тайну усыновления, мы рискуем превратиться в Иванов родства не помнящих. Очень хочу надеяться, что мы все–таки сможем избавиться от навязанного нам «обета молчания».

Кстати, прошлым летом одна белорусская семья усыновила близнецов. Это не первый случай, хотя близнецов–отказников совсем немного. Прецедентов разделения родных малышей по разным семьям в отечественной практике усыновления никогда не было. Не в последнюю очередь благодаря статье 120 Кодекса о браке и семье: «Усыновление разными лицами братьев и сестер, как правило, не допускается». Однако «не допускается» — это еще не значит «запрещается». К счастью, именно в этом случае человеческая мораль выше закона.

К сожалению, репродуктивные права человека и все, что с ними связано, до сих пор являются предметом юридических споров и общественных дискуссий. Корень проблемы состоит в том, что в некоторых обстоятельствах бывает невозможно найти универсальное решение. Например, как быть, если один из супружеской пары желает стать родителем, а другой — нет? Так же и с тайной усыновления. Мнение усыновляемого учитывается в последнюю очередь. Разумеется, в силу объективных причин. Ведь в приемные семьи берут, как правило, совсем маленьких деток, не способных принимать столь важные решения. Скорее всего, человечеству еще предстоит найти компромисс в этом вопросе.

Подготовили Валентина МОХОР, Оксана СИДОРОВИЧ, «СБ».

Компетентно

Психотерапевт Минского городского центра пограничных состояний и психотерапии Наталья Фатеева:

— По нашему мнению, между близнецами существует связь не больше, чем между матерью и ребенком. Да и сходство не столь велико, как это принято считать. Какую бы характеристику мы ни измеряли, например рост или вес, у близнецов они могут не совпадать.

Кстати

Кто знает, быть может, британские близнецы встретились не случайно. Называйте это, как хотите, — силой притяжения, зовом крови или чем–то иным. Но ведь многие близнецы говорят, что могут чувствовать настроение друг друга на расстоянии. Не исключено, между братом и сестрой тоже существовала какая–то связь. Мы спросили у наших известных близнецов, что они думают по этому поводу.

— Никакой сверхъестественной связи со своей сестрой–близняшкой Машей лично я не замечала, — откровенничает актриса Республиканского театра белорусской драматургии Вера Шипило. — Но бывают любопытные совпадения. Например, звоним друг другу одновременно. Однажды, не сговариваясь, купили абсолютно одинаковые клетчатые кепки и такие же брюки. Недавно постриглись и покрасили волосы в один цвет, хотя живем на разных континентах.

О совпадении вкусов говорят и братья–близнецы, которые служат в роте почетного караула Минской военной комендатуры, Александр и Сергей Голынские. Раньше ребятам, к примеру, нравились одни и те же девушки.

— В то же время мы очень разные, — смеется Сергей. — Саша — «технарь», может часами возиться в радиоприемнике, изучать микросхемы. Я же больше люблю музыку и фильмы.

А иногда близнецы настолько привязаны друг к другу, что им тяжело расставаться и они даже выбирают одну профессию. Так получилось у братьев Алексея и Павла Волчек из жлобинского «Металлурга», которые сейчас играют в одной хоккейной команде.

— Около трех лет мы жили в разных городах, — вспоминает Павел. — Помню, как невыносимо плохо без брата. Те времена, к счастью, прошли. Теперь мы снова вместе!

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter