Дети любят сахар

Сегодня в Минске десятки центров раннего образования, где возьмутся за развитие вашего ребенка...

Сегодня в Минске десятки центров раннего образования, где возьмутся за развитие вашего ребенка. И во многие не попасть: группы заполнены под завязку. От желающих буквально отбоя нет. Некоторых малышей родители приносят на руках — они еще и ходить не начали...


На письменном столе появляется лохматая плюшевая игрушка.


— Это зайка, поздоровайтесь с ним, — начинает занятие преподаватель центра раннего развития.


— Здравствуй! — мило картавят несколько трехлетних девчушек, сидящих за столом.


— Давайте построим лесенку к домику зайки, — продолжает учитель и раздает малышкам маленькие пластмассовые прямоугольники.


Тема занятия — зеленый цвет. Сначала малышки в игре развивают моторику и восприятие форм. После — обязательно перерыв: подвижные упражнения с опять же зелеными мячиками. Затем девочкам предлагают в специальных коробочках отыскать затерявшиеся среди крупы зеленые фигурки. За дверью класса в это время тихо переговариваются мамы. В центр раннего развития своих дочек приводят уже второй год. Говорят, девочек не узнать: такие стали активные!


Не по плечу ноша


Жизнь современных детей чуть ли не с рождения напоминает историю бедного Севы из книги «Как я был вундеркиндом»: их день тоже расписан по минутам. Родители с каждым годом строят все более далекоидущие планы: записывают на танцы, английский, рисование и бассейн по выходным. Раньше этот «джентльменский набор» примеряли года в три с половиной, потом в два, а сегодня уже и в год. Чтобы соседским детям нос утереть. Иначе, мол, будет поздно, вырастет середнячком...


Ребенком нужно заниматься с самого рождения, тогда он превратится в развитую и гармоничную личность. Так считают и психологи, и педагоги. Системы Глена Домана, Марии Монтессори, Масару Ибуки — только успевай выбирать, по какой методике воспитывать. Но некоторые идут еще дальше и просто одержимы идеей вырастить не просто «заурядную» гармоничную личность, им подавай индиго! Этим детям, о которых пресса шумит как минимум лет десять, приписывают много выдающихся способностей. В первую очередь — высокий интеллект. Дескать, то, что рядовой ребенок осиливает за год или два, индиго щелкает как семечки. А потом экстерном оканчивает школу, поступает в вуз. И аура, верят некоторые, у них совершенно особенная — синего цвета. Отсюда и название. Только вот и ведут себя индиго иначе, чем сверстники. Их не заставишь делать что–либо по указке. Порой буквально неуправляемы: вскакивают из–за парты во время урока и давай бегать. Творческие такие, чувствительные...


Есть родители, для которых само название «индиго» — как счастливый билет в светлое будущее. Они задаются целью вырастить именно такого ребенка и потом не жалеют ни финансов, ни времени. И на этой мании с готовностью играют некоторые развивающие центры. Позвонила ради интереса в одну школу раннего развития, где обещают сотворить чудо с любым малышом и вырастить из него индиго. Во всяком случае, так говорится в рекламе их услуг. На поверку же оказывается большой пшик. Центр ничем не отличается от своих собратьев: стандартный набор образовательных программ. Зато какая реклама!


— Мы просто так, для красного словца написали, — вяло оправдывается барышня на том конце провода.


Ну очень раннее развитие


В центрах, дорожащих репутацией, предупреждают сразу и честно: гения, конечно, из среднестатистического ребенка не вырастим, но задатки поможем раскрыть, подтянем общий уровень. Сами удивляются желанию некоторых мамочек объять необъятное. Например, когда те пытаются научить ребенка читать, едва тому стукнул год. А повальная мода на английский? Да, мозг ребенка гибче, поэтому языки лучше всего учатся в детстве. Но не в год и не в два, уточняют специалисты. Такими занятиями упертый родитель добьется только одного: ребенок начнет путать буквы, слова обоих языков.


Психолог центра детского раннего развития «Випсана» Ольга Равская говорит, что они постоянно предостерегают особо фанатично настроенных мам: не перегружайте малышей! Не раз замечали: толковый малыш с неплохими результатами на занятиях вдруг становится неуправляемым. Когда обстоятельства припирают маму к стенке, она признается: ребенка водит в... два центра! А ведь годовалый карапуз не может даже сказать, нравится ему или нет столь интенсивное «расписание». Перегрузка выливается в серьезные проблемы. В какой–то миг он может возненавидеть учебу, замкнуться или, наоборот, теряет над собой контроль. И нередко все это заканчивается в кабинете у невропатолога — с букетом фобий, тревог, страхов и ночных кошмаров.


Хотя, по наблюдениям Ольги Равской, действительно одаренных (заметьте, мы не говорим о гениях!) детей родители приводят нечасто: за год набирается от силы 2 — 3 малыша. Чаще всего они для своего возраста (чуть больше года) очень хорошо разговаривают — целыми предложениями, быстрее остальных справляются с заданиями. В любом случае, не устают повторять психологи, у каждого ребенка — индивидуальный темп развития. Не стоит требовать больше, чем он может сделать, и никто не знает, когда он раскроет свои способности.


Корни — в семье


По словам заведующей психотерапевтическим отделением Минского клинического детского психоневрологического диспансера Елены Навицкой, когда в свет одна за другой стали выходить книги, посвященные детям индиго, родители некоторых маленьких пациентов восклицали: «Слово в слово — о нашем!» Но врачи в синюю ауру не верят. Нет детей индиго, говорят они, зато есть синдром дефицита внимания и гиперактивности. И особенности поведения страдающих им школьников слишком уж во многом схожи с чертами «детей новой расы». Им тоже трудно концентрировать внимание, и они также встают во время урока, чтобы пройтись по классу.


От синдрома дефицита внимания и гиперактивности сегодня у нас страдает около 5 — 8 процентов детей. Мальчики — чаще. Причем многие из них — выходцы из благополучных семей. Утверждать, что большинство обладают феноменальными умственными способностями, не приходится. Но попадаются ребята и с незаурядным интеллектом. Правда, зачастую у ребенка, который ведет себя не как все, нет возможности раскрыться. В школе его поведение могут посчитать неадекватным. А ведь с такими детьми нужно заниматься по–особенному. Например, задания делить на части, чтобы им было проще концентрироваться.


Родители такого ребенка могут и не замечать проблемы, тянуть с визитом к врачу. Например, недавно в детский психоневрологический диспансер привели 13–летнюю девочку. Оказалось, с детства она страдала гиперактивностью, однако мама водила ее по бабкам–шептухам. Последней каплей стал визит к сомнительному психологу, который поставил диагноз: «Ребенок гениальный, но ему нужно почистить карму». Как же была удивлена родительница, когда узнала, что дочкина проблема имеет медицинское объяснение и реальное лечение! Несмотря на то что термин «индиго» возник в околонаучных кругах, именно с его помощью Елена Навицкая все чаще объясняет родителям: их ребенок — не тяжелый случай, просто с особенностями нервной системы. Если спохватиться вовремя, гиперактивным детям можно помочь. Иначе в запущенных ситуациях возникает стойкая ненависть к школе, учителям и одноклассникам.


В чем и медики, и психологи, и педагоги, специализирующиеся на раннем развитии, единодушны, так это в том, что корни любых бед берут начало с недопонимания в семье. Образование — это прекрасно. Но никакой центр или кружок не заменит малышу простого родительского внимания, а призрачный успех — здоровья. Как говорится, гением дано быть не каждому, а вот счастливым — вполне.


Факт


У гениальных детей нередко трагическая судьба. Сегодня почти все забыли о Нике Турбиной, необыкновенной маленькой девочке, которая начала писать «мудрые» стихи в 4 года. В 9 лет она стала знаменитой на весь Советский Союз, опубликовав книгу стихов «Черновик». Сборник перевели на 12 языков, ей вручили престижную премию «Золотой Лев» (из российских поэтов ее получила лишь Анна Ахматова). Нике прочили блистательное будущее, но в 27 лет она выбросилась из окна...


Справка «СБ»


Весьма спорный термин «дети индиго» введен американской ясновидящей Нэнси Энн Тэпп для обозначения детей, которые, по ее мнению, обладают синей аурой. А таких, она считает, — 70 процентов в возрасте до 10 лет и 40 процентов от 15 до 25.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter