Дети и деньги. Первая зарплата

Когда прошлым летом мне на усадьбе устанавливали новый забор из красивой металлической сетки, одну из работ я решил доверить внукам. Матвею и Лере предстояло покрасить столбы, которых на участке было больше сотни. Дал им понять, что заплачу так, как заплатил бы строителям, но работа должна быть сделана качественно. Дети переглянулись и одновременно согласились. 

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ
Как же радостно было наблюдать за их работой! Внук трудился молча, сосредоточенно. Лера продолжала щебетать и рассказывать какой-то сюжет из детского фильма. Оба успели слегка вымазаться в краску и смотрелись забавно, особенно внучка в рабочем костюмчике и яркой косынке.

Стал накрапывать дождь, и мои работники поспешили в беседку. Поинтересовался, на что они собираются потратить заработок. Восьмиклассник Матвей по натуре парень скрытный, и ответил уклончиво. Дескать, деньги всегда пригодятся. Лера же, ученица четвертого класса, радостно сообщила, что хочет новый смартфон. Она уже собрала приличную сумму из родительских денег, которые ей дают в школу. 

«Молодцы», — подумал я. Мне всегда нравились люди, которые хотят заработать своим трудом. Однако тема «дети и деньги» достаточно тонкая. Вот я и подумал — почему внуки не вызвались сделать эту работу безвозмездно. Как говорится, просто в помощь… И все же, думаю, я поступил правильно. Сейчас время прагматичное, острое, и воспитание должно ему соответствовать. Если же дети втянутся в работу, привыкнут трудиться, мне легче с ними будет говорить и о благотворительном подходе. Ну, а от лентяев какая помощь?!

Вспоминаю свое послевоенное детство. Я рос в медицинской семье, но в рабочем районе. Тут все жили небогато, и мы искали любую возможность заработать на мороженое и конфеты. Собирали и сдавали металлолом, тряпки, кости… Отвозили тачками яблоки на соседний винзавод. Все это было в порядке вещей. 

Вскоре дети продолжили работу, а я вспомнил другую сцену. В одном из столичных гипермаркетов, что недалеко от дома, я облюбовал кафе, где, кроме всего прочего, очень вкусные круассаны. Несколько раз в неделю приходил сюда выпить кофе. Когда в очередной раз сел за свой столик, то заметил, что в дальнем углу помещения сидели за чаем двое вроде бы знакомых посетителя. Присмотрелся — точно. Узнали меня и они, показали, чтобы шел к ним. За столом сидели бывший ректор вуза, который я оканчивал, и известный дипломат. Профессор ныне на пенсии, но все еще преподает, дипломат работает в большой стране, сейчас оказался в отпуске в родном Минске. Так получилось, что мы все трое хорошо знакомы. Бывший ректор и дипломат — успешные люди. Профессор, как и я, скорее всего в детстве собирал и сдавал тряпки, а вот дипломат, который заметно моложе нас, вырос уже в более сытое время, но его правильно воспитали родители и школа. Нам было о чем поговорить, особенно после того, как заказали по второму коктейлю. 

С этим кафе у меня связана и другая история. Однажды ко мне подошла его хозяйка. Скорее всего она накануне видела меня на экране телевизора в «Клубе редакторов» и спросила о качестве обслуживания в ее заведении. Мы хорошо поговорили. Однако через месяц я узнал, что кафе закрывается. Я отыскал свою новую знакомую и расспросил о причинах закрытия ее уютного заведения. Выяснилось, что причина вполне банальная. Дорогая аренда, маловато посетителей для необходимого оборота торговли, а вокруг полно конкурентов. Мне понравилось другое: молодая женщина не унывала, не впадала в отчаяние. Она вздохнула и сказала, что попробует себя в другом деле. Почему-то верю, что она обязательно добьется успеха. Хотя бы потому, что не лентяйка. По всему видно, что не из тех, кто постоянно ноет, как вокруг все плохо. 

И вновь наплыли воспоминания. Родители отправили меня в магазин за хлебом и дали с собой десять рублей. Это была по тем временам крупная купюра красного цвета. В магазине я понял, что она исчезла из моего нагрудного кармана. Скорее всего, ее ловко вытащил наш сосед, вернувшийся недавно из мест заключения. Только с ним я и общался по пути в магазин. Не хотелось идти домой и видеть расстроенных родителей. Да куда деться!

Дал слово вернуть им эти деньги. И вернул. Ходил после школы на железнодорожную станцию и разгружал вместе со взрослыми дядями вагоны с помидорами.

До сих пор помню слезы на глазах матери, когда я принес домой и протянул ей конверт со своей первой зарплатой. Деньги — великая штука! И великое изобретение человечества. А скорее всего и изобретать их не пришлось. Они возникли самым естественным образом. С тех пор чего только они не натворили. И ужасного, и великого.

Свою работу мои помощники выполнили за три дня. Расчет они получали прямо в беседке. Выглядели уставшими, но довольными. Очень хочется надеяться, что по жизни деньги их не испортят, и внуки научатся их заслуженно зарабатывать. Кем бы они не стали — профессорами, дипломатами, журналистами… При этом важно, чтобы они вовремя поняли, что не в деньгах счастье. В жизни есть и другие, еще более значимые вещи, как, скажем, здоровье. Да и не только. Важно, чтобы к этому они пришли сами.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter