Дети достойны лучшего?..

Каждый родитель хочет гордиться своим  ребенком. Поэтому папы и мамы не жалеют средств на модную, качественную детскую одежду. Она пользуется хорошим спросом на белорусском рынке. А значит, и стоит недешево. Модный детский гардероб подчас обходится дороже взрослого

Каждый родитель хочет гордиться своим  ребенком. Поэтому папы и мамы не жалеют средств на модную, качественную детскую одежду. Она пользуется хорошим спросом на белорусском рынке. А значит, и стоит недешево. Модный детский гардероб подчас обходится дороже взрослого. 

Хотим  быть европейцами 

В поисках перспективных рыночных ниш предприниматели не замечают, что в таком емком сегменте, как детская одежда, есть где развернуться. Погоду здесь делают в лучшем случае один-два десятка игроков, а специализированных компаний и вовсе только две — столичная «Маруся» и витебское СП ООО «Белль Бимбо». 

Потребительские предпочтения в сегменте детской одежды заметно меняются в сторону более качественной продукции. А рост рождаемости вкупе с увеличением уровня доходов серьезно влияют на динамику спроса. Сегодня покупатели все чаще отказываются от китайского ширпотреба в пользу европейской одежды. Не случайно компания «Маруся», занимаясь продвижением своей торговой марки, делает ставку на слоган «сделано руками европейцев». Европейцы — это же и есть мы, белорусы, но далеко не каждый потребитель воспринимает именно так смысл слогана. В отделе рекламы и маркетинга СП ООО «Белль Бимбо» пояснили: предприятие работает в сегменте «одежды европейского качества». И назвали не более пяти белорусских компаний — своих ближайших конкурентов. Как считают специалисты, свободные ниши на белорусском рынке детской одежды у нас еще есть. Например, собственный производитель смог бы успешно конкурировать с российской компанией “Gloria Jeans” (джинсовая одежда). Пожалуй, наиболее представительно на рынке вы­глядит белорусский трикотаж — благодаря стараниям ОАО «Купалинка» и жодинского ОАО «Свiтанак». На пошиве верхней одежды для детей специализируется ЗАО ОПТФ «Свiтанак» (Орша). Модели с дизайнерскими «наворотами» (и весьма недешево) предлагает «Маруся». Выпуском широкого ассортимента — от верхней одежды до швейных изделий и трикотажа — занимается «Белль Бимбо». Пожалуй, эти же производители располагают более-менее раскрученными торговыми марками: «Маруся»; «Bell Bimbo», «Mix» и «Elly» («Белль Бимбо»); «Артус» (Оршанский «Свiтанак»); «Эго» (Жодинский «Свiтанак»); «Купалинка»… 

Все  в  школу! 

Когда изучаешь модельный ряд детской одежды в отечественных магазинах, иногда кажется, что, кроме как в школу, наши дети никуда не ходят. По информации концерна «Беллегпром», в торговле представлено 145 моделей школьной одежды, а также 150 — сезонного ассортимента. Всего предприятия концерна к 1 сентября обеспечили заявки торговли на 123,6 % — в магазины было поставлено 376,8 тысячи единиц одежды для мальчиков (на 20,5 % больше, чем за такой же период прошлого года), 143,4 тысячи — для девочек (+32,4 %), 263,3 тысячи — трикотажных изделий (+16,1 %). Однако на самом деле школьная одежда — это около 5 % от общего детского объема, произведенного предприятиями «Беллегпрома». Так, в январе—августе выпущено 7,9 миллиона единиц трикотажных изделий для детей, 2,2 миллиона — швейных. Обеспечена положительная динамика — на 0,9 % и 16,5 % соответственно. Только вот одежда для отдыха, спорта и развлечений на магазинных полках затерялась. К сожалению, статистика умалчивает, сколько детских изделий белорусского пошива идет за рубеж. Например, концерн «Беллегпром» располагает только общими цифрами по всему ассортименту — и детскому, и взрослому. Отчасти это объяснимо: «чистым» выпуском детской одежды в концерне не занимается ни одно предприятие. Однако известно: очень многие белорусские производители фурами продают детские вещи в Россию. Например, только 20 % продукции «Белль Бимбо» поступает на внутренний рынок. Но расширять присутствие на полках белорусских магазинов планируется. Стоит отдать должное отечественным предприятиям — многие уже располагают вполне достойными корпоративными страничками в Интернете. Их изучение наводит на мысль: лучшие образцы продукции в белорусскую торговлю не попадают, а, значит, уезжают за рубеж, прежде всего в российском направлении. 

Нам  и  здесь неплохо… 

А между тем в Беларуси появляется все больше специализированных магазинов детской одежды — «Оранжевый верблюд», «Буслiк», «Модный домик»… Отношение у потребителей к ним разное, но по большей части — положительное. И даже сетуя на некоторую дороговизну, немногие уходят без покупок. Для собственного чада и последнее не жалко отдать… Интерес к белорусскому рынку проявляют и крупные западные ритейлеры одежды. Так, например, несколько месяцев назад в столице открылся первый магазин детской одежды британской компании «Mothercare», которая отметила: это только начало. Считается, что специализированный магазин детских товаров, где продается не только одежда, но и все, необходимое ребенку, — наиболее перспективный формат розничной торговли. Тем более что в крупных универмагах, куда по привычке ходят покупать одежду наши сограждане, найти достойную вещь очень трудно. «Завалы» детской одежды вызывают у многих посетителей усталость и раздражение, а порой и разочарование. 

Детская аудитория — весьма специфическая. С каждым годом все отчетливее уменьшается возрастной порог, с которого дети начинают влиять на выбор родителей. Сегодня, как утверждают специалисты, даже на трехлетнего малыша уже трудно надеть то, что нравится маме, а не ему. Спрос на детскую одежду растет, это очевидно, в том числе и для импортеров, которые расширяют свое присутствие на белорусском рынке. Однако западные бренды пока еще слабо закрепились в Беларуси. Это на руку отечественным производителям. А с китайским импортом «поспорить» реально, если предложить более интересное сочетание «цена—качество». Пока, к сожалению, в республике модная и качественная одежда для детей — практически синоним словосочетания «дорогая одежда». А похвастаться оптимальным сочетанием подходов к дизайнерским разработкам, производству, формированию цены и маркетинговому продвижению пока могут лишь единичные производители. 

----------------------------------------------

Это все наше… 

В российском  городе-«миллионнике» родители тратят на одежду для ребенка в среднем 150 долларов в месяц, а с появлением новорожденного семейный бюджет может сразу лишиться 1500 долларов. Как свидетельствуют аналитики рынка, за последние годы средние затраты на покупку одной детской вещи увеличились в полтора раза. 

Сегодня российский рынок детской и подростковой одежды оценивается в 3 миллиарда долларов, и каждый год он прирастает на 10—15 %. Основными игроками выступают зарубежные компании, в основном турецкие, китайские, вьетнамские, реже европейские. На их долю, по некоторым расчетам, приходится около 80 % продаж. Местные производители тоже расширяют свое присутствие на рынке, причем делают это все более решительно. Например, компания “Gloria Jeans” в ближайшие годы намерена отвоевать 50 % рынка. 

Исследования показывают, что россияне со средним достатком тратят на себя и детей примерно одинаковые суммы — по 15—20% семейного бюджета. Люди, имеющие маленькие зарплаты, расходуют по принципу «Все лучшее — детям»: нередко на покупки для детей отдают половину доходов. 

Наиболее перспективным эксперты считают сегмент одежды для малышей до трех лет. Как правило, родители готовы покупать им все самое лучшее и качественное. Несколько сложнее с детьми от трех до десяти, поскольку они могут донашивать одежду своих старших братьев и сестер. Дальше — проблемы иного толка: подрастая, дети становятся все более капризными и просят покупать им одежду, которую они видят на сверстниках. 

На российском рынке востребована в основном одежда нижнего и среднего ценового сегмента. Доля премиум, по некоторым оценкам, невелика — около 5%. Считается, что обеспеченные россияне предпочитают делать покупки за границей. Тем не менее, как полагают участники рынка, высокий ценовой сегмент в детском ассортименте будет расти. И прогнозируют, что наибольшего успеха на всех направлениях смогут добиться предприятия — обладатели узнаваемых брендов. 

Кстати, детская мода не только в России, но и во всем мире приносит все большие прибыли… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter