Дети должны бегать

Об уроках физкультуры

Два раза в неделю повторяется одна и та же картина: дочь чуть ли не со слезами на глазах умоляет разрешить не идти в школу. Знает, что не позволят остаться дома, и все же надеется. Первое время не придавала этому значения, списывая на обычные детские капризы. Помнится, и у нас в школьные годы были «нелюбимые» дни, когда в расписании соседствовали алгебра, физика и химия. Но тут, как выяснила, причина вовсе не точные науки, а обычная... физкультура.


Расспросила многочисленных знакомых, у которых есть дети–школьники. Та же история. «Физра» нынче один из нелюбимых предметов. Из 26 учеников в нашем классе этот урок регулярно посещают от силы человек 15. Остальные придумывают всевозможные причины, чтобы увильнуть: то справки для освобождения приносят, то нарочно забывают спортивную форму.


Казалось бы, чего проще: погонять мяч или побегать по залу — это ж куда приятнее, чем пересказывать историю Демокрита и Парменида. Но у детей свой взгляд. Они наперебой рассказывают, как тяжело отжаться 30 раз за минуту, перепрыгнуть через гимнастического козла перед всем классом или уложиться по времени в беге на два километра. А после всего этого за пару минут переодеться и быть готовым к контрольной по математике или словарному диктанту по английскому.


В том, что спорт ученикам нужен, не спорю (именно поэтому, кстати, игнорирую попытки дочери улизнуть от занятий физкультурой). Многие дети буквально задавлены гиподинамией, и два часа движения, включенных в учебную программу, им только на пользу. Учителя физкультуры объясняют нелюбовь школьников к свои урокам банальной ленью: мол, дети привыкли сидеть за компьютером, больше их ничего не интересует. Я лично с этим не соглашусь. Достаточно побывать в школе и посмотреть, с какой прыткостью ученики носятся по коридорам или часами катаются с горок после уроков. Кроме того, большинство с удовольствием ходят в танцевальные кружки, посещают спортивные секции.


Возможно, тогда причина в подходах к преподаванию? Вероятно, сегодняшние школьники не настолько здоровы, чтобы выполнять установленные для них нормы. Во–первых, болезней стало больше — ухудшилась экология, дети стали чаще болеть. Во–вторых, все ученики разные, в том числе и по состоянию здоровья, физическим данным. Естественно, полному или просто физически неподготовленному ребенку тяжело прыгать со скакалкой, бегать по стадиону, не говоря уже о прыжках в высоту. Но от сдач нормативов им никуда не деться. Не оттого ли так часто в последнее время появляются сообщения о смертях учеников на уроках физкультуры? Только в этом году в соседних с нами странах произошло уже несколько трагических случаев: в Омске старшеклассник подтягивался на перекладине, потерял сознание и умер. В Оренбургской области пятиклассник стал на лыжи и не дошел до финиша, в Киеве во время бега на уроке физкультуры умерла 14–летняя школьница, в Химках — 17–летний студент... Причины, как и виновных, в этих ситуациях найти сложно.


На факультете физического воспитания БГПУ им. М.Танка считают, что урок физкультуры, как и любой другой, зависит от таланта учителя. Не нашел правильного подхода к детям — результат будет соответствующий.


Так как же вернуть нашим детям любовь к физкультуре? Возможно, стоит поинтересоваться у самих учеников, что им нравится. Ведь не секрет, что многие из них с удовольствием посещают платные спортивные секции: мальчишки качают мышцы, девушки занимаются фитнесом, школьники помладше ходят на хоккей и гимнастику. Если бы в школах на уроках физкультуры была возможность выбора вида спорта, детям, безусловно, это понравилось бы. Кстати, примеры уже есть. В минской школе № 161 ученикам предлагаются занятия на выбор: одни занимаются бадминтоном, другие — баскетболом, третьи — легкой атлетикой. И этот предмет здесь один из самых любимых. Думаю, над этим впору задуматься всем нам. Педагогам — о том, как сделать урок не просто сдачей нормативов, а интересным, увлекательным занятием. Руководству школ постараться обеспечить ученикам элементарные условия для того, чтобы они могли переодеться (в некоторых школах, знаю, девочки и мальчики вынуждены переодеваться в общих помещениях) и помыться после занятий спортом. А нам, родителям, прививать любовь к спорту. И уж, конечно, делать это не на словах, сидя перед телевизором. Приступим?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter