Детектор правды

Зачем нужен закон «О полиграфе»?
Зачем нужен закон «О полиграфе»?

На днях я побывал на республиканском семинаре полиграфологов — проще говоря, специалистов правоохранительных органов по детекторам лжи. Стоило только попросить, и меня быстро усадили за легендарный аппарат. Оперуполномоченный отделения психолого–технического обеспечения раскрытия преступлений УВД Брестского облисполкома (семинар проходил в городе над Бугом) Иван Пешко быстренько приставил ко мне кучу датчиков. Два поместил на груди, чтобы измерять частоту и глубину дыхания, зажал три пальца на руке для фиксации потливости (так выявляется постоянно меняющаяся способность кожи быть проводником тока), а на голову надел обруч для измерения давления. После чего задал мне невинный вопрос: «Как вас звать–величать?» На всякий случай я назвал пять имен, среди которых лишь одно было правильным. Потом, когда оперативник начал их перебирать вслух, я попытался ввести его в заблуждение, на все варианты отвечая отрицательно. Но не тут–то было! Полиграфолог повернул ко мне экран компьютера, и я увидел напротив своего имени диаграмму красного цвета, в то время как другие были синего, с амплитудой колебания в несколько раз меньше.

...Сегодня детекторами лжи обеспечена милиция во всех областных городах. Но полиграфологов в стране не хватает. На семинаре как раз обсуждалась эта проблема. Оказывается, обучение работе на детекторе — весьма сложный процесс. В профессиональных школах России (а именно там готовятся белорусские специалисты) руководствуются особыми критериями отбора, выявляющими в первую очередь высокие интеллектуальные способности «абитуриента». Так что принимаются далеко не все желающие, хотя за услуги преподавателей платятся большие деньги: только первоначальный 2 — 3–недельный курс обходится в 3 тысячи долларов. И все–таки за пять лет у нас удалось вырастить немало специалистов–учителей. «Министерством образования утверждена специальность «Психолого–техническое обеспечение оперативно–розыскной деятельности» с присвоением соответствующей квалификации», — поделился приятной новостью начальник отдела психолого–технического обеспечения раскрытия преступлений МВД Владимир Князев. — Значит, в скором времени проблема с кадрами будет решена. Сейчас мы закупаем российские приборы. По стоимости один детектор сопоставим с европейским автомобилем среднего класса, по качеству — на порядок выше американских аналогов. Милиция, КГБ, армия с нетерпением ждут появления полиграфа для решения проблем собственной безопасности при решении кадровых задач. Также назрела необходимость введения обязательной гласной регулярной проверки на детекторе лжи и руководителей всех уровней».

Наивно было бы полагать, считают специалисты, что внедрение подобных проверок искоренило бы все проблемы, связанные с коррупцией, злоупотреблением властью, уголовными преступлениями, но, бесспорно, позволило бы существенно их снизить. «Разумеется, внедрение полиграфа следует осуществлять в соответствии с нормами права, — делает четкую оговорку Владимир Князев. — Результаты, полученные в ходе опроса, не являются основанием для отказа в назначении на должность, однако могут служить основанием для дальнейшей проверки. Есть необходимость применения полиграфа и на коммерческом рынке — это тоже западный опыт. Однако бесконтрольность использования полиграфа может не только нарушить конституционные права граждан на личную жизнь, но и способствовать разглашению коммерческой и государственной тайны. В связи с этим назрела необходимость разработки единого закона «О полиграфе», который бы регламентировал исследования во всех сферах жизнедеятельности общества».

На снимке: оперуполномоченный Иван Пешко тестирует на полиграфе собкора «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter