Почему могилевчане, сдавшие на комиссию книги в «Букинист», не получили за них денег?

Детективы под замком

Не так давно хорошие книги были в большом дефиците. В советское время и могилевчане выстраивались за ними в очередь, втридорога покупали из-под полы и дежурили в «Букинисте»: авось повезет — кто-то выставит на продажу нужный томик. Времена изменились, но главная книжная комиссионка города все равно в фаворе у любителей печатного слова. Для одних она — возможность реализовать ставшие лишними издания, для других — купить интересную книгу за символическую по нынешним меркам цену. Однако с недавних пор двери «Букиниста» закрылись на замок. Многие комитенты при этом оказались в капкане обстоятельств: не могут ни в магазин попасть, ни деньги за сданные книги получить. Не в силах разобраться с проблемой самостоятельно, они обратились в редакцию. 

На что рассчитывать людям, чей проект с монетизацией «книжного капитала» неожиданно прогорел?
фото виталия гиля

В поисках утраченного

Могилевчанин Александр Шлеенков отнес на комиссию 16 книг еще весной:

— В основном это исторические книги: восемь томов «Всемирной истории», «Воспоминания Франклина Рузвельта», «История дипломатии» и другие. Заключили два договора комиссии. 

Деньги пенсионеру пообещали выплачивать по мере продажи изданий. Спустя время горожанин решил поинтересоваться, есть ли спрос на его книги. Однако магазин оказался закрытым. «Надпись на входе гласила, что помещение сдается в аренду. Был указан номер телефона — для справок», — рассказал Александр Петрович. Правда, выяснить что-либо не удалось — автоответчик сообщил, что абонент к сети не подключен. Попытки найти хоть какие-то концы заняли немало времени, но результатов не принесли. Связаться с представителями ОДО «Букинист» удалось только после приема у председателя Могилевской городской организации «Белорусское общество защиты прав потребителей» Василия Черного, который помог найти нужные координаты. В итоге, поделился Александр Шлеенков, учредитель Леонид Стефанин позвонил ему сам! И вернул четыре непроданные книги. Но 19 рублей 25 копеек за реализованные издания все равно не выплачены. Комитенту пояснили: общество с дополнительной ответственностью на подходе к совсем иному статусу — банкрота. Дело как раз находится на рассмотрении в Экономическом суде Могилевской области. 

Градус — ниже среднего

Долгими стали поиски своих романов, детективов и исторических хроник и у Владимира Белки. Дату сдачи на комиссию изданий из домашней библиотеки он помнит и сегодня: 22 февраля 2017 года. «Книг у нас с женой много, стеллажи занимают немало места в квартире. Вот мы и решили: почему бы не подобрать изданиям новых хозяев? Возможно, кто-то именно их и ищет. Тем более что стоимость комиссионных книг не так уж высока», — рассудил могилевчанин. 

Сорок книг Владимира Белки оценили в 92 рубля. Но эта цифра номинальная: в реальном выражении расчета он до сих пор не получил. «Узнал, что некоторые из книг проданы. Спросил насчет выплат, мне сказали: зайдите позже. Зашел позже, так магазин закрыли вовсе», — недоумевает Владимир Николаевич. В поисках правды ему тоже пришлось постучаться не в одни двери. В конечном итоге, как и другие вынужденные «кредиторы», узнал: возможность получить свои деньги появится у него только тогда, когда определится судьба самого «Букиниста». 

Владимир БЕЛКА: «Книг у нас с женой много, стеллажи занимают немало места в квартире. Вот мы и решили: почему бы не подобрать изданиям новых хозяев?»
Фото Сергея ЛОЗЮКА

Почему финансовое здоровье «Букиниста» ухудшилось до такой степени, что самостоятельно ему уже и не выздороветь? Как давно это стало известно? На эти вопросы учредитель общества отвечать не захотел. Но при этом не стал скрывать, что действительно подал документы в суд о признании предприятия банкротом. Причина проста — «Букинист» приносил убытки. «Что касается непосредственно расчетов с клиентами, — уточнил Леонид Никитович, — то я ими непосредственно не занимался. Это входило в компетенцию заведующей магазином». 

Обещанного сколько ждать?

Чего ждать дальше? На что рассчитывать людям, чей проект с монетизацией «книжного капитала» неожиданно прогорел? Пролить свет на эту историю помог начальник отдела Экономического суда Могилевской области Ян Клюев: учредитель «Букиниста» заявления о банкротстве общества с ограниченной ответственностью в нынешнем году подавал трижды. Два раза их пришлось отклонить по причине неполного пакета документов. «Кроме того, заявитель не предоставил должное количество кандидатур на вакансию временного управляющего», — поделился Ян Олегович. 

На третий раз — в августе — заявление наконец-таки приняли. Финансовая ситуация предприятия, как выяснилось, желала быть лучше: претензии «Букинисту» предъявили десятки кредиторов, а общая сумма заявленных исков исчисляется пятизначной цифрой. Есть ли надежда, что люди, среди которых немало пенсионеров, вернут деньги? Ян Клюев пояснил, что всем придется запастись терпением:

— Сначала вопросы банкротства и выбора управляющего рассмотрит собрание кредиторов. Затем — так называемый защитный период, который длится от месяца до трех. В течение этого времени предстоит выяснить полную финансовую картину, составить окончательный реестр требований и определиться с дальнейшими решениями. Собственно, основных вариантов развития событий два. Это санация, то есть восстановление экономической стабильности компании, либо ликвидация предприятия. Второй вариант предполагает, что все имущество общества-банкрота будет продано с молотка, а вырученные деньги пойдут на оплату долгов. 

Может ли так случиться, что деньги вернут не всем комитентам? Специалисты утверждают: да. Все зависит от того, сможет ли собственность предприятия-банкрота покрыть все его долги. Если нет, то в выигрыше окажутся только те, кто успел подать свои требования к должнику раньше. 

Когда материал готовился к выходу, стало известно: производство по делу о банкротстве возбуждено и в отношении ОДО «Букинист» открыто конкурсное производство. Слушание назначено на февраль 2019-го. 

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

Геннадий Михолап, адвокат Могилевской областной коллегии адвокатов:


— Процедура банкротства как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей в настоящее время не такая уж редкая и единичная. А связана она с тем предпринимательским риском, который возникает в ходе хозяйственно-экономической деятельности каждой из коммерческих организаций. И причины здесь могут быть разные — от субъективных (неумение вести бизнес, возможные злоупотребления) до объективных (скачки курса валют, общий экономический спад и так далее). 

Закон о банкротстве обязывает должника при подаче заявления о своем банкротстве приложить к нему в том числе список своих кредиторов. В случае с «Букинистом», согласно нормам законодательства нашей страны, товар мог быть возвращен комитенту (если он еще не продан). Но в случае его реализации возникший долг по выплате средств за продажу этого товара сделал комитента кредитором должника. И как раз невозможность расчета должника с такими кредиторами может стать одной из причин процедуры банкротства. 

Ответственность перед кредиторами несет в первую очередь сам должник, то есть юридическое лицо, своим имуществом, на которое можно обратить взыскание для погашения долгов банкрота перед кредиторами. Имущественная ответственность участников, директора юридического лица перед кредиторами при отсутствии имущества самого должника может наступить как дополнительная ответственность только по решению суда и при определенных законом условиях и обстоятельствах.

markova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter