Детали ремонта

Иностранцы меняют бытовую технику и мебель раз в пять лет. Мы же утруждаем себя изнурительным ремонтом.
Весь "Мир" - борьба

Холодильники "Мир", которые индустрия Советского Союза штамповала десятками тысяч в год, недавно стали очень известны общественности города Витебска и администрации государственного объединения "Белбыт".

У витебчанки Анны Ивановны Чистяковой холодильник проработал ровно 40 лет и 3 года. Хвала и слава сделавшим его рукам. Факт этот, скорее всего, остался бы сугубо личным делом гражданки Чистяковой, если бы пенсионерка не решила технику отремонтировать. Логика понятна: вещь, можно сказать, раритетная, просто так взять да выбросить "старичка" на свалку рука не поднимается, а отдать за новый холодильник две пенсии - и подавно. И надо ж было такому случиться: мастера "Витрембыта", видно, прониклись добрыми чувствами, взялись протестировать "Мир", чтобы доподлинно выяснить, подлежит ли он ремонту.

Теперь, правда, чувства у них другие. Оба получили по "выговорешнику", и мастер цеха тоже. А что ж хотели? Ввязались в историю, о которой писали витебские газеты, о которой знает милиция и которая стала головной болью директора ГКУП "Витрембыт" Дмитрия Белова. Бабушка наотрез отказалась принять неутешительные результаты тестирования ее холодильника и забирать калечный агрегат обратно. Вот уже полгода Анне Ивановне носят заказные письма с уведомлением о времени доставки, регулярно наведываются работники ремонтной мастерской и даже участковый милиционер приходил с уговорами. Та ни в какую. Обижена, пишет жалобы. Похоже, уготованы "Миру" еще 40 лет, но уже в подсобке "Витрембыта"...

Чего добивается Анна Ивановна? Ответа на простой вопрос: "Где же наши Кулибины?"

Хотелось бы гарантий...

Ах, как я ее понимаю. У меня дома тоже есть бытовой раритет. Пылесос "Вихрь", купленный еще при СССР по великому блату с переплатой, но со знаком качества, который и оправдал, безукоризненно отслужив 13 лет. С виду аппарат по сей день как новенький, да вот движок сел. В мастерской "Рембыттехники" сказали: "58 тысяч рублей - и будет работать". "А гарантия?" - спрашиваю. "Полгода". "Э нет, - думаю, - на полгода пылесос за 58 тысяч рублей мне, пожалуй, не нужен". Однако скандалить не стала, просто купила новую импортную пылесборную машину за 55 у.е. в эквиваленте. И стала думать на досуге о сути ремонта старых вещей.

Все, что клиенту предложат в мастерской, - поставить новую запчасть в старую технику. Скажем, новый компрессор в 40-летний холодильник (отечественный обойдется в 110 тысяч рублей, немецкого производства - 136 тысяч). Много ли проку от такой манипуляции? Столько же, как если бы на "Запорожец" поставили мотор "Мерседеса". "Действительно, ремонт старых вещей экономически невыгоден, - говорит директор ГКУП "Витрембыт" Дмитрий Белов. - Бэушный работающий холодильник можно купить за 50 - 70 долларов. Потому примерно каждый третий обратившийся по поводу ремонта старой техники от него отказывается. Некоторые соглашаются, а потом жалуются на высокие цены, требуют скидок".

А теперь представим ситуацию: у вас сломались купленные несколько дней назад часы. Происхождение часов, которые продаются нынче в каждом киоске, - большая загадка. Недавно в аэропорту Швейцарии задержали партию дорогущих швейцарских часов, готовых к отправке в Арабские Эмираты, но никакого отношения к традициям и опыту швейцарских мастеров не имеющих. Родина товара так и осталась тайной. Так вот, допустим, вам нужно отремонтировать неизвестного происхождения часы. Если следовать предлагаемому ремонтными мастерскими алгоритму, то, смею заверить, на поиск завода-изготовителя уйдут годы и десятилетия. А доставка комплектующих влетит в такую копеечку, что проще купить десяток новых механизмов. Аналогичная ситуация с импортными телевизорами, утюгами и даже чайниками. За отсутствием сервисного центра редкая мастерская возьмется их ремонтировать. Между тем часовые мастерские работают, и от рекламы услуг телемастеров отбоя нет. Причем телемастера эти, как правило, выходцы из конструкторских бюро завода "Горизонт", несостоявшиеся кандидаты технических наук и очень квалифицированные специалисты. Только они могут взять на себя ремонт телевизора неизвестной, а то и "левой" сборки. Скажу больше: если хорошо поискать, можно отремонтировать все.

"Ну-ну, ремонтируйте, - возражает Александр Кудрявцев, заместитель начальника управления предпринимательства Мингорисполкома, - а потом будете звонить в наш отдел защиты прав потребителей и просить: помогите найти горе-мастера. А с него что, взятки гладки. Сотовый телефон отключил - и концы в воду. Гарантии качества такого ремонта никакой".

Вне закона

В каждом городе и городке обязательно найдется "поле чудес". Я имею в виду рынок, где можно купить любую запчасть на любую доисторическую технику. Что, собственно, и неудивительно: в стране огромное количество старой, довольно надежной, служившей по 20 - 30 лет бытовой техники. Только вот люди, которые могут разобрать и собрать старый холодильник или пылесос с закрытыми глазами, довести их до ума с помощью родных запчастей, себя не очень-то рекламируют. Их деятельность - вне закона. "Методики оценки старой бытовой техники нет, значит, мастерская или любой другой субъект хозяйствования официально купить ее на запчасти не сможет. Да и какая может быть гарантия, скажем, на компрессор 30-летней давности? - охлаждает мой пыл начальник управления производственной и технической политики государственного объединения "Белбыт" Галина Мытько. - Так работать нельзя".

Но тогда зачем, как вы думаете, через рекламные объявления покупаются неисправные часы, а также холодильники, стиральные машины, СВЧ-печи и прочая бытовая дребедень? На запчасти. Сколько это стоит? Например, холодильник "Минск-5" у меня готовы были купить за 10 долларов в эквиваленте, а работающий "Минск-128" - за 60 долларов. Все это без документов, нелегально. Плохо, не спорю. Тем не менее хоть какая-то альтернатива мастерским. И коль она востребована, значит, будет жить.

Это иностранцы всю бытовую технику и мебель меняют раз в 5 лет, не утруждая себя ремонтом. Но нам вряд ли такой стиль жизни подойдет. По статистике, цветными телевизорами в Беларуси обзавелись 38 процентов семей, пылесосами и стиральными машинами - чуть больше половины, холодильник есть у двух из трех, печи СВЧ даже "не перешагнули" порог статистической отчетности. То есть все эти блага цивилизации мы не приобрели даже по одному разу, а нам предлагают вот так сразу начать менять их как перчатки. Хотя как знать...

Кто старое помянет...

Забудем про старье. Холодильнику, отработавшему 40 лет, или 13-летнему пылесосу, право слово, пора на свалку. Вложенные в них деньги они достойно отработали. Чего, однако, не скажешь о новой технике.

Николай Анишкевич несколько лет назад купил итальянскую автоматическую стиральную машину "Индезит". Не так давно в машине полетел электронный блок управления. Официальный дилер итальянской фирмы-производителя СП ООО "Тибериум" устранил поломку всего... за 200 тысяч рублей. "Побойтесь Бога, - возмутился Николай Николаевич, кстати, оказавшийся радиоинженером, старшим научным сотрудником, специализирующимся в области вычислительной техники и систем управления, автором 20 изобретений и 80 научных работ, - вся машина целиком обошлась мне в эквиваленте 300 долларов! С таким, с позволения сказать, сервисом категорически не согласен. Это же чистой воды мошенничество. В моей стиральной машине заменили неисправный электронный модуль на новый. Хотя для его ремонта не требуется никакого специального оборудования. Достаточно паяльника, простейшего осциллографа и принципиальной электрической схемы".

Возмущение Николая Анишкевича осталось гласом вопиющего в пустыне. "С одной стороны, он прав, с другой - нет. Сегодня в мастерских системные блоки на части никто не разбирает, потому что для этого требуется специальное оборудование, высочайшая подготовка специалистов, - говорит Александр Раковский, заместитель директора Центра испытаний по сертификации "БелЛИС". - А в итоге ремонт окажется дороже, чем элементарная замена готового блока, которую может выполнить самый квалифицированный работник. Такова мировая практика, так ведущие производители бытовой техники пекутся о качестве своей продукции".

"Но ведь это элементарное выкачивание денег, - возражает Николай Анишкевич. - Два ремонта машины - и всего за несколько лет службы стоимость ее практически удваивается. Виданное ли дело?" Невиданное. Новая бытовая техника ломается буквально через полгода-год работы. Потому что "левая", считают работники мастерских. Однако вот данные Британской ассоциации потребителей: в первый год службы выходят из строя каждая третья автоматическая стиральная машина, каждая шестая - посудомоечная, каждый десятый видеомагнитофон, факс, каждый двадцатый холодильник, пылесос... Неплохой бизнес, не правда ли?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter