Деталь маленькая, а удовольствие дорогое

Видимо, слишком маленькая, не заслуживающая внимания деталь. В хозяйстве думали-гадали, как лучше поступить в данном случае, и решили брать весь редуктор. Не ждать же пока закажут, а потом привезут этот дефицитный подшипник. Не то время, на жатве дорога каждая минута. Недешево обошлась услуга, однако другого выхода не было.

Как-то время жатвы в одном из сельхозпредприятий Островецкого района на импортном комбайне полетел редуктор. За помощью обратились в фирму по обслуживанию такого вида машин — требовался всего лишь подшипник. Но там его, к сожалению, не оказалось.

Видимо, слишком маленькая, не заслуживающая внимания деталь. В хозяйстве думали-гадали, как лучше поступить в данном случае, и решили брать весь редуктор. Не ждать же пока закажут, а потом привезут этот дефицитный подшипник. Не то время, на жатве дорога каждая минута. Недешево обошлась услуга, однако другого выхода не было.

И надо же было такому случиться: вскоре аналогичная участь постигла другой импортный зерноуборочный комбайн — для редуктора опять понадобился подшипник. Зная, чем чреваты поиски такой мелочи, кто-то из местных кулибиных предложил купить его в автомагазине. Благо запчасть могла подойти от одного из импортных автомобилей. Так и поступили. Поставили ее на комбайн, опробовали в работе. Но радоваться пришлось недолго, подшипника хватило дня на четыре. Ничего не оставалось делать, как ехать за новым в тот же автомагазин.

Комбайн, на котором поменяли редуктор целиком, больше не подводил, а второй, как рассказали в хозяйстве, до конца сентября так и стоял без дела...

Этот случай вспомнил во время совещания работников инженерно-технической службы рай- и облсельхозпродов, представителей ремонтных заводов, когда заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Миринич  привел аналогичный случай. На одной из отечественных, если так можно сказать, сеялок с пассивными рабочими органами, что поступила в Минский облагросервис, потребовалось заменить весь комплект подшипников. Все они оказались импортного производства. Но вот что главное. Когда узнали, во что обойдется их замена, то ахнули — почти четверть стоимости посевного агрегата. Да и найти сразу комплект оказалось проблематично. Плюс загорточи, диски, другие запчасти. Дороговато, золотой ремонт получался. А если отказаться от него, то чем хозяйству заменить агрегат? Задачка не из простых, если речь идет о такой стоимости услуги.

Любая техника, будь то гарантийная, отечественная или импортная, всегда требовала к себе пристального внимания. Сервисные услуги или ремонтные работы оцениваются в миллиарды рублей. Нужна какая-то мелочь — раскошеливайся. В одном из сельхозпредприятий Гродненщины главный инженер показал цилиндр длиной около 20 сантиметров для сидения импортного трактора, а потом задал вопрос: сколько, думаете, стоит? Зная, что ответа не будет или он окажется далек от истины, тут же на него с горечью и ответил: около четырех миллионов. А наш аналог был бы значительно дешевле. Вот и считайте…

Ремонт техники — удовольствие дорогое. За свой счет сельхозпредприятия осилить его не в состоянии. Поэтому государство регулярно выделяет огромнейшие финансовые средства на удешевление восстановительных работ, обслуживание тракторов и комбайнов, различных узлов и механизмов. Нынче, например, предприятиям «Белагросервиса» оно направляет для этого около 80 миллиардов рублей, из них более 25 миллиардов — ремонтникам завода. В целом же подготовка техники только к весенне-полевым работам тянет примерно на 180 миллиардов рублей.

Через год-другой ситуация с обеспечением комплектующих импортной техникой, да и нашей, где используются детали зарубежных производителей, должна измениться к лучшему. Предприятия, которые займутся их производством, в этом году тоже получат солидную поддержку. Не все, конечно. Победителей определит тендер. И уже к осени им придется определиться с видами выпускаемых изделий, закупить необходимое оборудование, чтобы оперативно приступить к реализации программы импортозамещения. И тогда ремонт некоторых узлов и механизмов будет обходиться значительно дешевле. Даже если в посевных агрегатах придется менять весь комплект подшипников.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter