Что думают учителя о возвращении к пятибалльной шкале?

Десятки против пятерок

ВОТ-ВОТ прозвенит школьный звонок. В учительских пока тихо — наставники отбывают последние деньки отпуска. Родители в суматохе собирают школьникам ранцы. А сами дети без забот провожают август. Накануне 1 сентября, как мы уже сообщали, заместитель Премьер-министра Василий Жарко предложил обсудить, стоит ли вернуться к пяти баллам в оценке знаний. «СГ» продолжает интересоваться мнениями участников образовательного процесса на сей счет.


Учитель биологии сморгонской СШ № 5 Светлана Пилипчук — одна из сильнейших педагогов не только школы, но и района (о чем расскажет и местная Доска почета). Наставничает 26 лет, 11 из них оценивала знания по пятибалльной шкале и 15 лет ставила в дневники семерки, десятки, шестерки:

— Даже средний уровень можно разделить на три составляющие: ниже среднего, средний и выше среднего. Десятибалльная система позволяет объективно оценить знания ученика. Я привыкла к ней, не хотела бы от нее отказываться. Отличник отличнику тоже рознь. Один идеально выучит и получит девять, а предложи творческое задание — не может. Часто приношу ребятам задания с олимпиад. Тем, кто такое осилит, ставлю десять. А так и одному, и второму пришлось бы ставить пятерку.

Лучше всего, считает специалист, десятибалльная система работает в 7—8-х классах. «Вижу способного ребенка, сейчас он получает семерку по биологии. Говорю: если поднажмешь, можешь получить восемь. Так мотивирую его работать регулярно, он привыкает и тянется по ступенькам «десятибаллки» вверх. А к 11-му классу у него по биологии девятка, а то и десятка.

Учитель истории молодечненской СШ № 11 Виктор Жук полагает, что десятибалльная система более честно и объективно оценивает знания. И к тому же благодаря ей на учеников перестали навешивать ярлыки — троечник, двоечник. Возвращаться к пятибалльной системе неразумно. Это будет ломка, снова нужно привыкать.

Телеведущая Светлана Боровская болеет за пятибалльную систему: «Жизнь абсолютно проста: есть двоечники, есть отличники, есть середняки. Зачем все усложнять? Я вообще не понимала, как учатся мои сыновья. «Десятибаллку» не воспринимают многие родители. Услышав, что, возможно, снова введут «пятибаллку», хлопала от радости в ладоши. Не вижу ничего стыдного в том, чтобы вернуть в дневники старые добрые оценки».

Начальник отдела образования, спорта и туризма Столинского райисполкома Александр Вечорко в целом 10-балльную систему оценок знаний одобряет, она стала более детальной. Но ему не нравится, что единица и двойка стали положительными оценками: «Во времена пятерок было пару случаев, когда ученика оставляли на второй год. Мотивация у всего класса и родителей взлетала. Они понимали, что бездельничать в школе чревато негативными последствиями».

Учитель средней школы №10 Жлобина Анатолий Сафонов тоже с радостью вернулся бы к простой и понятной 5-балльной системе: «Десятибаллка» не практична, сложна и совсем не годится для наших школ. Учителя ставят оценки весьма субъективно. Урок всего лишь 45 минут, нужно успеть опросить ученика, и не одного. И оценить их по десяти критериям. Если проинспектировать школы, то выяснится, что 10-балльной системы учителя не придерживаются».  

В МИНИСТЕРСТВЕ образования тем временем «СГ» подтвердили, что шкала оценки знаний в ближайшее время останется неизменной. В нынешней редакции Кодекса об образовании и в новой, что сейчас на утверждении, прописана 10-балльная система критериев оценки знаний.

Обзвонила многие отделы образования, спорта и туризма райисполкомов, чтобы узнать, как они настроены на переход на 5-балльную систему. В ответ: «Учителя только выходят из отпусков. Будем собирать педсоветы и изучать мнения педагогов». Правда, позже признавались: молодые учителя 5-балльную систему считают архаизмом, а вот учителя старой закалки вернуться к ней не прочь.

ostapchuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter