Десять заповедей коммерсанта

Не так давно Русская православная церковь сделала беспрецедентный шаг - представила вниманию широкой публики рецепты праведной экономической жизни.
Не так давно Русская православная церковь сделала беспрецедентный шаг - представила вниманию широкой публики рецепты праведной экономической жизни. Названы они "Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании", и их уже окрестили десятью заповедями коммерсанта.

Что за этим стоит? Критики поспешили заявить, что церковь вторгается в несвойственные ей государственные и экономические сферы. Но в то же время отметили - в современном обществе, где сегодня отмечается острейший дефицит нравственности и высоких моральных принципов, - это вполне логичный шаг. Природа, как известно, не терпит пустоты...

Сегодня любой уважающий себя предприниматель даже офис не откроет без окропления святой водой... Такова мода. Но та ли это вера, которая спасет общество?

Трудно отделаться от ощущения, что рынок и этические предписания - вещи насколько взаимодополняемые, настолько и взаимоисключаемые. Конкуренция ведь требует обогнать, обскакать, обойти соперника. Многие менеджеры обладают информацией, которая недоступна всем остальным, и как тут не воспользоваться ею себе во благо... Увы, сегодня многие поступки диктуются интересами кошелька, а не искренними порывами души.

Одним словом, совершенно запутавшись в оценках, я обратилась в Белорусскую епархию. Комментировать мне ничего не стали, объяснив, что оценивать решения Собора было бы неэтично. Но в частном порядке я получила хороший совет: просто рассказать читателям об этом на самом деле новом и неожиданном для многих документе Русской православной церкви. А свое мнение о нем пусть выскажут читатели.

Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании (в сокращении)

Настоящий свод нравственных принципов и правил предлагается для добровольного принятия руководителям предприятий и коммерческих структур, предпринимателям и их сообществам.

Сформулированные ниже нравственные принципы и правила основываются на десяти заповедях, данных Богом. Свод описывает идеальную модель хозяйствования, которая не существует сейчас, но к воплощению которой можно и должно стремиться в повседневности.

I. Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества.

II. Богатство - не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа. Богатство - само по себе не благословение и не наказание. Это прежде всего испытание и ответственность. (...)

Бедность или богатство человека сами по себе не говорят о его нравственности или аморальности. Бедный, растрачивающий свои способности без пользы или употребляющий их только в корыстных целях, не менее безнравственен, чем богатый, который отказывается жертвовать часть дохода на общественные нужды.

III. Культура деловых отношений, верность данному слову помогают стать лучше и человеку, и экономике.

IV. Человек - не "постоянно работающий механизм". Ему нужно время для отдыха, духовной жизни, творческого развития. Дальновидный работодатель будет заботиться и о развивающем досуге работников.

V. Государство, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников, а тем более о тех, кто не может заработать себе на хлеб. Экономика - это социально ответственный вид деятельности.

VI. Работа не должна убивать и калечить человека.

VII. Политическая власть и власть экономическая должны быть разделены. Участие бизнеса в политике, его воздействие на общественное мнение может быть только прозрачным и открытым.

VIII. Присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе.

Одной из форм хищения является несправедливое распределение плодов труда среди партнеров и работников. Общество не должно делиться на сверхбогатых и сверхбедных. (...)

IX. В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты.

X. Нужно уважать институт собственности, право владеть и распоряжаться имуществом. Безнравственно завидовать благополучию ближнего, посягать на его собственность.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter