Григорий Рапота представил союзным парламентариям перспективную программу развития Союзного государства

Десять шагов вперед

Григорий Рапота представил союзным парламентариям перспективную программу развития Союзного государства


На 50-й сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, состоявшейся в Минске, депутаты подвели итоги 20-летней деятельности законодательного органа и обсудили перспективы развития Союзного государства. Открывая работу сессии, Председатель Государственной Думы, Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Сергей Нарышкин отметил:

— За 20 лет сделано немало для законодательного сопровождения союзного строительства. Договорная база насчитывает около 200 соглашений. Эффективно развивается сотрудничество в военно-технической и оборонной области, обеспечивается равенство прав граждан Беларуси и России в трудовой сфере. Высокий уровень союзной интеграции открыл путь для создания и деятельности Евразийского экономического союза...

Действительно, сделано уже много. Законодательное оформление получили сотни важнейших интеграционных инициатив, прежде всего в наиболее значимой и чувствительной социально-экономической сфере. Россияне и белорусы не чувствуют себя иностранцами на территории друг друга. Фактически упразднена межгосударственная граница и создано единое таможенное пространство, к которому затем присоединились Казахстан и некоторые другие республики бывшего СССР. На этой основе были установлены равные права граждан Беларуси и России в самых разных сферах: при выборе места жительства, работы и учебы, пенсионном обеспечении, оказании медицинской помощи.

Реальные достижения отметил в своем приветствии парламентариям Президент Беларуси, Председатель Высшего Государственного Совета Александр Лукашенко, выразивший уверенность в том, что они внесут весомый вклад в законодательное обеспечение союзного строительства. Приветствие зачитал Председатель Палаты представителей Национального собрания Беларуси, первый заместитель Председателя Парламентского Собрания Владимир Андрейченко.

Парламентарии принципиально подошли к обсуждению результатов совместной деятельности, направленной на реализацию приоритетных направлений и первоочередных задач развития Союзного государства. Соответствующий документ на эту тему ранее был принят Советом Министров Союзного государства и стал основой для работы всех его органов и структур. Так что за многочисленными конкретными задачами, которые удалось решить полностью или пока еще частично, стоит большая совместная работа Постоянного Комитета Союзного государства, белорусских и российских экспертов, правительств, парламентов.

Но жизнь ставит новые вопросы и определяет цели. И здесь необходимо четкое видение работы на перспективу, тактики и стратегии практических действий. Тон оживленной дискуссии на эту актуальную тему задал Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота. В своем концептуальном докладе он изложил конкретную и аргументированную программу развития Союзного государства в обозримом будущем. В ней 10 пунктов — десять шагов движения вперед:

— Это формирование и реализация единой структурной промышленной политики. Развитие торгово-экономических связей, для чего требуется создание новых условий. Развитие малого и среднего бизнеса. Расширение научно-технического сотрудничества, создание единого научно-технологического пространства. Формирование единого транспортного пространства и завершение формирования единого энергетического пространства, а также единого информационного поля. Продолжается создание единого миграционного и визового пространства. Важная задача — обеспечить учет имущества Союзного государства, созданного, в частности, при выполнении союзных научно-технических программ, финансируемых из средств союзного бюджета. Наконец, продолжается совершенствование взаимодействия в военно-политической сфере.

Каковы же возможности для решения этих глобальных задач?

Главным Григорий Рапота назвал формирование единой промышленной политики. Достаточно острая необходимость в ней обозначилась еще несколько лет назад. Не раз делались попытки подвести под индустрию Союзного государства единую платформу. Например, создать на базе ведущих предприятий транснациональные промышленные компании. Такие, как МАЗ — КАМАЗ, например. И хотя до практической реализации дело пока не дошло, идея консолидации ресурсного потенциала двух стран с целью развития производства оказалась плодотворной. Так, министерства промышленности Беларуси и России утвердили создание совместного инжинирингового центра по станкостроению. “Это надо продолжить. Сейчас крайне важно запустить механизм реализации таких идей”, — отметил Григорий Рапота.

Развитие торгово-экономических связей зависит от снятия оставшихся еще барьеров для свободного перемещения товаров и услуг и создания равных условий деятельности субъектов хозяйствования на едином союзном экономическом пространстве. В том числе важно обеспечить равный доступ к государственным закупкам. Ведь что скрывать, порой на уровне регионов лоббируются интересы местных товаропроизводителей и ограничиваются возможности “чужих”. Проблему помогло бы снять придание предприятиям двух стран статуса “отечественный товаропроизводитель”. Вопрос тут не только правовой и не только экономический, отметил Государственный секретарь. Признание отечественным товаропроизводителя другого государства требует переосмысления многих стереотипов. В частности, предстоит научиться реализовывать продукцию совместного производства как товар Союзного государства.

В современном обществе социальное благополучие и конкурентоспособность страны в глобальном мировом измерении зависит от инноваций. У Союзного государства есть мощный инструмент для реализации приоритетных научно-технических разработок — союзные программы. Сейчас под патронатом Постоянного Комитета выполняются 10 таких белорусско-российских проектов, еще столько же проходят стадию согласования и утверждения. На союзные программы ежегодно расходуется около 3 миллиардов российских рублей — примерно половина бюджета Союзного государства. Что важно, акцент все больше делается на эффективное коммерческое использование полученных результатов. Сроки окупаемости проекта и возможный экономический эффект являются важнейшими аргументами на этапе разработки и принятия новых программ, подведения итогов их выполнения.

Напряженной работы требуют и остальные пункты перспективного развития Союзного государства. Так, согласование условий для отмены разрешительной системы по доставке грузов субъектами хозяйствования Беларуси и России в третьи страны и в обратном направлении необходимо для формирования единого транспортного пространства. А реализация крупнейшего интеграционного инвестиционного проекта — сооружения по российским технологиям первой в Беларуси АЭС — серьезно укрепит единое энергетическое пространство. Правда, отметил Григорий Рапота, ведомства пока не спешат четко формулировать критерии, по которым предстоит объединять сферы деятельности. А это тормозит процесс. В его ускорение могли бы внести вклад и союзные парламентарии.

В унисон этому предложению выступили и многие участники дискуссии, призвав коллег-депутатов приложить больше усилий, чтобы укрепить экономику Союзного государства. Заместитель Председателя Парламентского Собрания Владимир Андрейченко, в частности, считает:

— Эффект Союзного государства мог бы быть гораздо весомее. Необходимо уделять больше внимания реализации согласованной промышленной политики, созданию равных условий для субъектов хозяйствования, выработке единых тарифов на энергоносители. Да и опыт межрегионального сотрудничества нужно использовать полнее. О большом его потенциале свидетельствуют результаты завершившегося накануне сессии Парламентского Собрания третьего Форума регионов Беларуси и России.

Свои решения парламентарии изложили в итоговом документе сессии, который направлен для рассмотрения в законодательные органы Беларуси и России, Совет Министров Союзного государства и другие инстанции.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter