Десять шагов навстречу бизнесу

Президент А.Лукашенко подписал Декрет по улучшению бизнес–климата в стране

Из декрета видно, что реформы в Беларуси идут примерно в том же направлении, что и в России: так ключевая норма Декрета — мораторий на повышение налоговой нагрузки — действует и в Российской Федерации.
Декрет N 7 «О развитии предпринимательства» эксперты уже назвали прорывным и судьбоносным: его реализация сократит количество утомительных административных процедур и минимизирует вмешательство должностных лиц в работу субъектов хозяйствования. В итоге даст толчок развитию малого и среднего бизнеса в стране. Сигнал получили и инвесторы, в том числе зарубежные: им недвусмысленно дали понять, что в Беларуси сделан важный шаг по улучшению делового климата. О чем же идет речь?

1. Свое дело теперь можно открыть за 24 часа

Вводится уведомительный порядок осуществления деятельности по оказанию бытовых, туристических, социальных услуг, в сфере торговли и общепита, перевозок пассажиров и багажа и проч. А это означает, что достаточно будет подать уведомление в исполком через службу «одно окно» либо в письменном виде, и на следующий день уже можно будет приступать к работе.

2. Мораторий на повышение существующих налогов и введение новых налогов, сборов и пошлин

Он будет действовать до 2020 года, за исключением случаев, когда соответствующие обязательства Беларуси предусмотрены международными договорами, а также в случае индексации налоговых ставок в белорусских рублях для адаптации к инфляционным процессам (например, земельный налог или акцизы).

3. Ассортимент — на усмотрение заведения

На откуп бизнесу, работающему в сфере торговли, отдано также формирование ассортиментных перечней. Заведениям общепита разрешено изготавливать и реализовывать у себя алкогольные настойки, самостоятельно определять наценку на крепкие спиртные напитки.

4. Некоторые помещения можно будет использовать не по целевому назначению

Например, субъекты хозяйствования вправе использовать гараж в качестве станции техобслуживания без согласия общего собрания членов гаражного кооператива. В офисном помещении можно будет открыть ресторан или магазин (в случае согласия соседей). До этого декрета на изменение целевого назначения помещения уходил минимум месяц.

5. Упрощенная система налогообложения интернет–магазинов

Очень приятное новшество для электронной торговли: с 1 января 2018 года интернет–магазины после двухлетнего перерыва вновь смогут применять упрощенную систему налогообложения. Это означает упрощение отчетности и снижение затрат на бухгалтерию. В некоторых же случаях и более выгодную ставку налога.



6. Мое дело — мой график работы

Владельцы вправе самостоятельно устанавливать режим работы заведений, за исключением ночных часов. Этим убирается еще один административный барьер. Ранее данный процесс мог занимать до пяти рабочих дней. И это заметный прорыв в сфере торговли, общественного питания и оказания бытовых услуг. Исключение осталось только для объектов, работающих после 23.00 и до 7.00. Для них согласование с исполкомами необходимо.




7. Печати — в стол

Еще один важный момент: если ранее использование печати юридическими лицами было обязательным, а индивидуальные предприниматели могли работать как с печатью, так и без нее, то новый декрет позволяет всем субъектам хозяйствования работать без печатей. Исключение — случаи, предусмотренные международными договорами Республики Беларусь.

8. Проверки — в разумных пределах

Пожарные, санитарно–эпидемиологические требования к бизнесу в соответствии с Декретом N 7 упрощаются на 90%. Их количество сокращено в 10–15 раз. К примеру, в сфере транспортной деятельности отменяется требование об оформлении путевых листов для перевозок пассажиров и багажа в нерегулярном сообщении.

9. Содержание рекламы согласовывать не надо

Упразднен и такой пережиток прошлого, как согласование наружной рекламы и рекламы на транспорте. Ранее, помимо получения разрешения на размещение билборда или иной наружной рекламы, требовалось согласовать ее содержание с исполкомом. На это уходило от 10 до 30 дней.

10. Нормативные правовые акты советских времен отменяются

Нормативные правовые акты СССР и Белорусской ССР, в том числе технические, которые регулируют порядок и условия осуществления экономической деятельности и все еще актуальны, не будут являться обязательными для исполнения. Например, отменена форма доверенности, утвержденная еще во времена СССР, которую до сих пор требовали на многих госпредприятиях.

Следует, однако, отметить, что упрощение условий ведения бизнеса сопряжено с повышением ответственности его владельцев за деятельность организации. Непринятие руководителем необходимых мер по надлежащей организации деятельности своего бизнес, повлекшее причинение вреда, повлечет наложение солидного штрафа — в случае, если нет признаков преступления либо иного административного правонарушения. В то же время при разработке проекта закона о внесении изменений в Уголовный кодекс планируется скорректировать меры ответственности за экономические преступления, предусмотрев максимальный отказ от назначения наказания в виде лишения свободы.

В белорусском Правительстве пока не озвучивают прогнозы относительно роста числа предпринимателей в стране после принятия Декрета N 7. Задача на ближайшую перспективу — разработать другие нормативные акты, устанавливающие «правила игры» в новых условиях. Ожидается, что на это уйдет несколько месяцев.

Александр НЕСТЕРОВ

nesterov@sb.by


КАК ВАМ ЭТО?

Декрет оценили эксперты

Владимир Ануфриев, генеральный директор ООО «РусБелГаз»:

— То, что Беларусь снимает барьеры при открытии бизнеса — дело очень стоящее. Главное теперь — сделать так, чтобы исполнение Декрета было с точностью до буквы. Сегодня бизнес постепенно привыкает к тому, что удобней работать в рамках одной схемы. В России система одного окна уже есть, когда она появится в Беларуси, нам будет гораздо легче взаимодействовать.

Сергей Галичев, Уполномоченный по защите прав предпринимателей Костромской области:

— Когда государство не вводит все новые запреты и ограничения, а идет навстречу бизнесу: упраздняет сложные и долгие процедуры, уменьшает количество справок, согласований и другой документации, — то это, несомненно, приведет к развитию деловой активности в стране.

Владислав Числов,председатель комиссии Общественной палаты Орловской области:

— Новации белорусов — важный шаг к созданию единого свода правил для бизнеса и тех, кто его проверяет. Сейчас каждое ведомство руководствуется своими внутренними регламентами. Для предпринимателя зачастую это дремучий лес, состоящий из запретов и ограничений. Создание своеобразной «конституции предпринимателя» дает сторонам понимание «духа закона», принципов, по которым должно развиваться предпринимательство. В России не хватает такого декрета. Контрольно–надзорные органы все равно находят способы прийти и проверить, когда им вздумается.

Юлия Ротанова, член Союза предпринимателей Новгородской области:

— В России тоже предусмотрен уведомительный порядок регистрации бизнеса. Однако, открыв компанию, предприниматель сразу же обязан отчитаться о начале деятельности перед многочисленными ведомствами. Об этих процедурах, которые отнимают огромное количество времени и денег, многие начинающие бизнесмены, рассчитывающие на простоту уведомительного порядка, попросту не знают. Хочется надеяться, что белорусские предприниматели не столкнуться с подобными сложностями.

Аркадий Мурылев, уполномоЧенный по защите прав предпринимателей в Псковской области:

— Подобный принцип работы с бизнесом я полностью поддерживаю. Напрашивается принятие такого же законопроекта и в России.

Подготовили Тарас Фомченков, Анна Скудаева, Денис Передельский, Ульяна Вылегжанина.


ВЗГЛЯД ИЗ РОССИИ

Виктор Ивантер, академик РАН, директор Института народнохозЯйственного прогнозирования:

— Ключевая норма Декрета — мораторий на повышение налоговой нагрузки до 2020 года. В России, напомню, действует такой же мораторий, но срок его действия истекает в 2018 году.

Это не благотворительность, если государство хочет, чтобы бизнес был успешен и платил больше налогов в бюджет, то оно обязано гарантировать ему стабильность налоговых условий. Предприниматель должен четко знать, сколько он будет платить в ближайшие годы, в противном случае он просто не будет инвестировать. Собственно, мораторий, как и налоговые льготы — это метод увеличения налоговой базы, и он выгоден как бизнесу, так и государству.

При этом надо иметь в виду, что налоговые условия определяются не только ставками налогов, но и системой учета, администрирования — можно изменить незначительные на первый взгляд детали, например, уточнить классификацию имущества, и налоговая нагрузка тут же возрастет. Думаю, для Беларуси эта проблема так же актуальна, как и для России. Поэтому хорошо бы одновременно упрощать налоговые формальности и не трогать основы налоговой системы.

Я считаю, что по примеру Беларуси нам нужно сохранить налоговую стабильность как минимум до 2020 года, то есть до того времени, как экономика выйдет на устойчиво высокие темпы роста. Еще раз подчеркну, что Минфин не останется от этого в накладе, для государства это хороший способ заработать, причем не в ущерб бизнесу. Все остальное — отмена обязательного использования печатей, упрощение регистрации бизнеса, декриминализация экономических преступлений и так далее — тоже хорошо, полезно, нужно, но не это главное в росте экономики и в том, будет ли расти уровень жизни людей.

Из Декрета видно, что реформы в Беларуси идут примерно в том же направлении, что и в России. Особенно это касается ревизии обязательных требований, реформы контрольно–надзорной деятельности. В России, например, также отменили действие нормативно–правовых актов советского времени, точнее, дали ведомствам возможность перенести в современные акты все те нормы, которые им по–настоящему «дороги». Здесь только надо иметь в виду, что сокращение требований и проверок не должно становиться самоцелью. Проблема не в этом, а в результативности работы контрольно–надзорных ведомств, в том, как они работают.

Декрет продолжает линию на сокращение роли государства в экономике. Нам сближение экономических систем России и Беларуси очень полезно, это только укрепляет наши связи. Только хочется верить, что переход к более рыночной и эффективной модели обойдется Беларуси гораздо дешевле, чем та цена, которую заплатили мы в начале 1990–х годов.

Подготовил Игорь Зубков.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?