Десять лет профессионального парламентаризма

В истории каждого государства бывают периоды, когда требуется принять очень непростое, но единственно верное решение.

Ровно десять лет назад в такой ситуации оказалась и наша страна, для которой 1996 год был одним из самых сложных и драматичных в новейшей истории. Фактически Беларусь оказалась на грани серьезных политических и социальных потрясений.
Ноябрьский референдум дал ответы на многие политические вопросы, в том числе окончательно определилась система государственного управления. Согласно принятым поправкам в Конституцию в стране был образован двухпалатный парламент. Верхнюю палату — Совет Республики — предстояло избрать впервые. Палата представителей формировалась на основе Верховного Совета 13-го созыва, который сразу после референдума прекратил свое существование.
То есть десять лет назад в Беларуси начался процесс развития профессионального парламентаризма, и сейчас уже можно подвести некоторые его итоги. Как повлияло формирование новой структуры парламента на дальнейшую судьбу государства, на законотворческую деятельность? В чем преимущества двухуровневой системы высшего законодательного органа? Каковы перспективы парламентаризма в Беларуси?
По мнению заместителя председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по аграрным вопросам Николая Куцко, окончательное формирование законодательной ветви власти стало первым шагом к стабильному и устойчивому развитию государства и общества. Был заложен прочный фундамент всех структур власти, что, в свою очередь, позволило Беларуси приступить к реализации собственной модели социально-экономического развития.
Надо сказать, что практика двухпалатных парламентов получает все большее распространение в мире. На сегодняшний день около 80 стран имеют парламент, состоящий их двух палат. Еще несколько лет назад таких стран было 55.
— Кто-то, наверное, скажет, что в Беларуси, чья территория и численность населения невелики, можно было ограничиться только одной палатой. Но тогда мы проиграли бы в качестве принимаемых законов, — полагает член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам и связям с СНГ Валентина Качан. — Именно двухступенчатый уровень прохождения законопроектов позволяет тщательно их отшлифовывать.
— Каждая из палат — это своеобразный цех одного и того же завода. Для потребителя безразлично, кто допустил брак в конечной продукции предприятия. Претензии они предъявляют к производителю. Наличие двух цехов позволяет делать одну и ту же деталь и довести ее до совершенства, — отмечает председатель Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности Николай Чергинец.
— Палата представителей и Совет Республики органично взаимодополняют друг друга, — соглашается с коллегами Николай Куцко. — Если раньше в Верховном Совете из 260 депутатов на профессиональной основе работало не более 30, то сегодня все 110 человек в Палате представителей трудятся на постоянной основе. Безусловно, это большой плюс для законотворчества. С другой стороны, объективно присутствует некая “оторванность” таких законодателей от повседневной жизни, чего не скажешь о Совете Республики, большинство членов которого ближе к конкретному производству. Поэтому они могут более взвешенно оценивать проекты законов с точки зрения их практического применения.
По мнению Валентины Качан, работая на профессиональной основе, депутаты научились цивилизованной культуре обсуждения. Репортажи с парламентских заседаний, которые больше напоминали поле брани, уже в прошлом. От такого парламента проку мало. Главная работа депутата остается за кадром и проходит на заседаниях профильных комиссий и рабочих групп. В Овальный зал он должен прийти с готовым, осмысленным решением.
— Жизнь не стоит на месте, и в перспективе институт парламентаризма в Беларуси наверняка будет дальше совершенствоваться. Но главное, что есть сегодня у нас в активе — это слаженная работа исполнительной и законодательной власти, — говорит председатель Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению Анатолий Малофеев. — А ведь только при условии сохранения политической стабильности страна может динамично и свободно развиваться.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter