Десять лет конституции-призраку

Десять лет назад, 18 июня 2004 года, на специальном саммите Европейского союза был одобрен текст первой Конституции ЕС

Десять лет назад, 18 июня 2004 года, на специальном саммите Европейского союза был одобрен текст первой Конституции ЕС. Однако в силу документ так и не вступил, став первым реальным предвестником будущих институциональных проблем самого Евросоюза

Текст документа под более точным названием «Договор о введении Конституции для Европы» был окончательно подписан в Риме 29 октября 2004 года. По замыслу руководства ЕС, он должен был заменить все прежние учредительные акты данной организации и упорядочить систему принятия решений в Евросоюзе с учетом его масштабного расширения. Текст Основного Закона ЕС готовился в течение трех лет и стал самым объемным конституционным актом в мире. В него вошли 450 статей, а сам текст подготовлен на 20 официальных языках ЕС.

Документ предусматривал отказ от консенсуса и права вето отдельных стран при принятии решений, сокращение числа членов Еврокомиссии и отказ от полугодовой ротации действующего председателя ЕС. Кроме того, особые полномочия получали президент ЕС и министр иностранных дел – для проведения самостоятельной, а не «консенсусной» линии.

Столь революционные изменения требовали поддержки всех стран ЕС. На этом этапе Конституция ЕС и была похоронена. В мае – июне 2005 года Франция и Нидерланды на референдумах с интервалом в несколько дней отвергли проект Основного Закона ЕС. Против документа проголосовали 55% французов и 62% голландцев. В результате на саммите ЕС в июне 2007 года лидеры Евросоюза договорились разработать вместо Конституции гораздо более умеренный «Договор о реформе». Он был подписан в декабре 2007 года в Лиссабоне. Вспоминая те драматические для Брюсселя события, занимавший в 1999–2004 годах пост комиссара ЕС по вопросам расширения Гюнтер Ферхойген указывал, что Евросоюз стал жертвой попытки одновременно реализовать два крупных проекта – «углубления» евроинтеграции и расширения организации. Он полагает, что теоретически «задним числом нужно было бы признать правоту французов, которые всегда говорили: сначала углубление, потом расширение».

А уже в 2008 году в Евросоюзе разразился финансовый кризис – и все антикризисные стратегии оказались «завязанными» на проблему слабой управляемости ЕС – политической и экономической. Выяснилось, что «облегченные» нормы Лиссабонского договора мешают Европе мобилизоваться. Сыграло свою роль и принятое несколькими годами ранее «политическое» решение о значительном расширении ЕС. Резкое увеличение разрыва между богатыми и бедными государствами – членами ЕС существенно осложнило деятельность организации в том, что касается таких сфер, как перераспределение средств, решение социальных вопросов, функционирование механизма принятия решений. В настоящее время в ЕС количество стран с низким уровнем экономического развития перевешивает число государств с высоким уровнем.

Наиболее наглядно слабости Евросоюза проявились в конце 2011 года, когда в организации возник раскол по созданию бюджетно-налогового союза. Премьер Великобритании Дэвид Кэмерон заявил тогда, что для его страны неприемлем отказ от финансового суверенитета. При этом Кэмерон ссылался именно на Лиссабонский договор, заявив, что в существующем виде он дает право странам-членам решать подобные вопросы по отдельности и не нуждается в дискриминирующих отдельные государства поправках. Подобная позиция опиралась не только на экономические, но прежде всего на политические соображения. Разрабатывавшийся тогда бюджетно-налоговый союз едва ли угрожал бы финансовому рынку Великобритании. Скорее шаг Кэмерона отвечал опасениям и взглядам евроскептического большинства в британской Консервативной партии.

Но неэффективность и чрезмерная политизированность брюссельской бюрократии действительно стали серьезным дестабилизирующим фактором. В Евросоюзе «все так хорошо уже понимают друг друга, что даже и не голосуют или голоса в основном не считают. Подразумевается, что большинство из присутствующих автоматически, сознательно и политически корректно поддерживает почти каждый из проектов, предложенных руководством Европейского парламента (или Европейской комиссии, или Совета)», считает экс-президент Чехии Вацлав Клаус.

Так что сегодня Европейский союз трудно считать эффективно функционирующим институтом. «Конституция для Европы» от 2004 года так и осталась конституцией-призраком.

Елена КОВАЛЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter