Десять лет без права на ошибку

В МИНСКЕ не найдется человека, который хотя бы раз в жизни не пробовал продукцию Минского молочного завода № 1. Она в широком ассортименте представлена во всех магазинах столицы, любима и почитаема ее жителями и гостями. Впрочем, это неудивительно: предприятие в течение семи лет удерживает звание лауреата премии Правительства в области качества. В 2004 году заносилось на Республиканскую Доску почета. А ведь 10 лет назад все было совершенно по-иному. В администрации города ММЗ-1 склоняли на каждом собрании: и то не так, и это не этак. Поэтому, когда предприятие предложили возглавить Эдуарду ЧЕРНЯВСКОМУ, он согласился не сразу. Время, однако, показало, что это решение было правильным. Сегодня Минский молочный завод № 1 — своеобразная визитная карточка столицы, ее бренд. С Эдуардом Михайловичем (в 2007-м ему было присвоено звание «Минчанин года») мы беседуем об этих десяти годах, которые изменили судьбу предприятия, сделали предсказуемым его будущее.

Даже семикратному лауреату премии Правительства в области качества надо постоянно подтверждать звание первого

В МИНСКЕ не найдется человека, который хотя бы раз в жизни не пробовал продукцию Минского молочного завода № 1. Она в широком ассортименте представлена во всех магазинах столицы, любима и почитаема ее жителями и гостями. Впрочем, это неудивительно: предприятие в течение семи лет удерживает звание лауреата премии Правительства в области качества. В 2004 году заносилось на Республиканскую Доску почета. А ведь 10 лет назад все было совершенно по-иному. В администрации города ММЗ-1 склоняли на каждом собрании: и то не так, и это не этак. Поэтому, когда предприятие предложили возглавить Эдуарду ЧЕРНЯВСКОМУ, он согласился не сразу. Время, однако, показало, что это решение было правильным. Сегодня Минский молочный завод № 1 — своеобразная визитная карточка столицы, ее бренд. С Эдуардом Михайловичем (в 2007-м ему было присвоено звание «Минчанин года») мы беседуем об этих десяти годах, которые изменили судьбу предприятия, сделали предсказуемым его будущее.

— Мне не стыдно посмотреть в глаза коллективу, руководству города и области, — говорит собеседник. — Потому что сделано действительно много.

К сожалению, нам пришлось отрабатывать чужие долги. Завод имел статус частного предприятия, доля государства в уставном фонде составляла 10 процентов. Акционеры наделали долгов и… разбежались.

Прежде всего мы определили стратегию развития, сделав ставку на модернизацию. Начали ее с линии глазировки. Когда выпустили первую партию новой продукции и нас показали по телевидению, бывший председатель Мингорисполкома Михаил Павлов заметил: «Слушайте, я же ему — речь шла обо мне — денег не давал. Откуда это все пошло?»

Заводу-частнику администрация города денег тогда действительно не давала. Нам, новой команде управленцев, пришлось брать кредиты. Наше стремление вытянуть завод из долговой ямы вскоре было оценено: заводу разрешили бюджетные ссуды. Стало немного полегче. Постепенно начали выходить на прибыль, с которой и рассчитывались по долгам.

В 2008 году предприятие вышло на объемы переработки молока на уровне 70—80 процентов от оборотов третьего городского молочного завода, который считался тогда самым крупным. Но, когда встал вопрос о слиянии этих двух предприятий, головным все-таки оставили наш завод: к тому времени по экономическим показателям он был крепче. После присоединения нам… снова пришлось платить долги, на этот раз уже присоединенного предприятия. К сегодняшнему дню они уже выплачены.

— Что было дальше?

— Мы продолжали модернизацию. Только теперь акцент был перенесен на третью площадку. За эти пять лет производство там обновлено примерно на 80 процентов. На бывшем ГМЗ-3 сконцентрировали все глазировочное производство. Появилась линия по производству йогурта. Произошла модернизация цеха детского питания. Была увеличена рампа под складские помещения. На 30 процентов увеличена мощность воздушных компрессоров с переносом в другое место. Закупили ЧАП-автомат, другое оборудование...

— Не слишком ли вы увлеклись присоединенным предприятием?

— В настоящее время более глобально начинаем заниматься первой площадкой. Видим, что требует модернизации линия по производству творога, другие производства.

Планы по модернизации у нас расписаны по каждому году и на пятилетку вперед. В нынешнем году в техперевооружение будет вложено 50 миллиардов рублей.

Пробиты три артезианские скважины, их автоматизация в стадии завершения. По территории проложены трубопроводы, которые в достаточном количестве обеспечат водой обе производственные площадки. Дело в том, что если по первой площадке проблем с водой в общем-то не было (там имелись два запасных резервуара, каждый емкостью по 1 тыс. м3), то о второй площадке такого сказать было нельзя. С учетом соседствующих с нами предприятий воды не хватало. Теперь проблема решена.

На стадии исполнения установка по переработке сыворотки. До недавнего времени сыворотка представляла собой всего лишь отходы производства и почти не использовалась. Теперь предприятие станет получать из нее продукцию, которая будет востребованной в том числе и на внешнем рынке.

На стадии готовности установка по производству сливок: сама линия смонтирована, ждем поступления автомата. Получение качественных сливок для нас очень важно — улучшится качество сметаны, масла, продукция станет более конкурентоспособной.

— Минчане и гости города хорошо знакомы с вашей продукцией. А знают ли о ней потребители других регионов?

— Кроме Минска мы поставляем свою продукцию в торговые сети республики, за пределы страны. На экспорте ежегодно зарабатываем 35—40 миллионов долларов. Могли бы, вероятно, и больше, однако следует учитывать специфику нашего предприятия: первый и третий городские молочные заводы проектировались под выпуск именно цельномолочной продукции. Экспортировать ее гораздо сложнее, чем, допустим, сыры, продавать которые можно целый год. Сроки же реализации нашей продукции в лучшем случае ограничены одним месяцем.

Исходя из этих жестких условий мы изыскиваем любые резервы наращивания экспорта. К примеру, всю свою продукцию за пределы страны доставляем собственным автотранспортом. Для этих целей закупили 8 специализированных фур-холодильников, каждая грузоподъемностью 20 тонн. До Москвы машина идет 15 часов, ее обслуживают два водителя. В торговые сети российской столицы поставляем все самое свежее.

Кстати, собственный автопарк предприятия насчитывает около ста машин. По размерам это средняя автобаза.

Конечно, главный импортер нашей продукции — Российская Федерация. Были также поставки в Объединенные Арабские Эмираты, Украину, Молдову, Армению, Казахстан, Кипр. Наша задача — обеспечить устойчивую реализацию своей продукции на внешнем рынке хотя бы в радиусе одной тысячи километров.

— Что для этого нужно?

— Главное — соответствовать вкусам и пристрастиям тех, для кого мы выпускаем свои изделия. Необходимо также учитывать национальные традиции потребления того или иного продукта в каждой конкретной местности. Это важно как для внутреннего, так и для внешнего рынка. Кстати, с учетом этого фактора мы и проводим модернизацию своего производства.

Конечно же, любую продукцию необходимо выпускать на качественном уровне. Для коллектива это непреложный закон.

— Но ведь в значительной степени качество вашей продукции зависит от качества молока, которое предприятие закупает у сельхозорганизаций…

— Это действительно так. В нашу сырьевую зону входят Минский, Столбцовский, Дзержинский, Пуховичский, Червенский, Молодечненский, Слуцкий и Смолевичский районы. Вообще, мы довольны сотрудничеством с ними. Скажу больше: из отдельных хозяйств молоко поступает даже лучше сорта «экстра». Правда, таких хозяйств немного. В целом же примерно треть закупаемого нами молока соответствует сорту «экстра». Конечно, этого недостаточно. К сожалению, порой даже некоторые руководители хозяйств не понимают важности качества.

Со своей стороны, предприятие делает все, чтобы улучшить качество закупаемого сырья. Наши специалисты регулярно бывают в хозяйствах сырьевой зоны, оказывают работникам ферм необходимую методическую и практическую помощь. Завод авансирует будущие закупки молока, помогает хозяйствам приобретать различные материалы.

К сельчанам относимся очень уважительно. Я вспоминаю первый год своей работы в должности директора. У завода не было денег, чтобы рассчитаться с поставщиками сырья. Тогда, не раздумывая, я отправился в банк за кредитом, и проблема был решена.

— Заботы сельхозпроизводителей вам хорошо известны, ведь вы и себя с недавних пор можете причислять к ним?

— Да, нам переданы два хозяйства, одно в Червенском, второе в Пуховичском районах. Излишне говорить о том, что это проблемные в экономическом плане сельхозпроизводства, с долгами, которые нам опять же предстоит погашать со своей прибыли.

Оба наших филиала мы перепрофилируем исключительно для производства молока. Существовавшие там другие производства (к примеру, овощеводство) упраздняем. Все будет подчинено только производству молока. В том числе и производство зерна, кормов.

Наши специалисты детально обследовали все, что досталось в наследство. Технику, которая выработала свой ресурс, списали на металлолом, оставив лишь один «Кировец» для трамбовки зеленой массы. Технический парк пополняется новыми машинами.

В отношении зданий поступаем так: что еще может послужить после ремонта и реконструкции — оставляем. Остальное рушим, на освободившихся площадях возводим новые помещения или рекультивируем землю и вводим в севооборот.

Согласно программе «Развитие молочной отрасли на 2011—2015 годы», в филиале «Новые Зеленки» строится МТФ с роботизированным доением на 480 голов дойного стада, осуществляется реконструкция молочно-товарной фермы «Новое Село» в филиале Дричин. В каждом филиале смонтирована новая сушилка. Фактически бывшие хозяйства, а теперь филиалы, создаются заново.

В идеале производство молока у нас будет сконцентрировано в одном месте, в этаком мини-городке с проходной, дисбарьерами, санитарной зоной, запасом кормов. Специалистам там работать станет удобнее: все под рукой.

— За десять лет в результате реформ вам приходилось неоднократно принимать различные ответственные решения, в том числе в отношении людей, их дальнейшей судьбы. Как вы в таких случаях поступали?

— Всякая реорганизация — процесс непростой, болезненный. Не только в производственном, но и в моральном плане. Я всем давал возможность проявить себя. Но когда видел: не понимает человек моей политики, проще говоря, не тянет — принимал решение расстаться с ним…

— Текучка кадров на предприятии есть?

— Незначительная. Сказываются возможности столицы в трудоустройстве. Но костяк коллектива стабильный, люди не покидали предприятие даже тогда, когда оно переживало не лучшие времена. Иные уходили, затем возвращались. Наверное, им было что с чем сравнивать. У нас неплохая заработная плата, надежный соцпакет. К примеру, главный специалист может заработать в месяц 12 миллионов рублей…

— Какие отзывы о своей продукции вам приходилось слышать?

— Чаще всего, конечно, положительные. Но и отрицательные тоже, чего там скрывать. Всякое бывало. Столичный покупатель капризный, ему трудно угодить. Но мы не обижаемся за упреки в наш адрес. Воспринимаем это как повод к дальнейшему совершенствованию своего производства. И ведь верно: устранив какой-то недостаток, мы становимся более устойчивыми на рынке, ведь конкуренция между производителями с каждым годом становится все более жесткой.

Было немало случаев, когда нашей продукцией просто-таки восторгались. Например, послу Болгарии в Беларуси очень понравились наши глазированные сырки. Он признался, что всякий раз, когда уезжал в командировку к себе на родину, обязательно покупал наши сырки, угощал ими родных и знакомых, и всем они нравились. Хотел предложить своим переработчикам молока наладить такое производство в Болгарии. Но когда ознакомился с нашим предприятием, сказал: «Нет, наши такое производство не потянут».

— Наверное, он по-прежнему продолжает возить ваши глазированные сырки к себе на родину?

— Вполне может быть. Этого я уже не знаю.

— Заходя в магазин, какую молочную продукцию приобретаете?

— Конечно, своего предприятия. Сын как-то купил что-то из молочных продуктов другого производителя. Я ему говорю: «Ты что делаешь, на чью мельницу воду льешь?» А он мне в ответ: «Надо, папа, знать пристрастия твоих конкурентов».

И ведь прав. Чтобы быть уверенным в качестве и востребованности своей продукции, ее надо сравнивать с другой. Кстати, наши отделы — маркетинга и продаж — так и поступают. Покупают продукцию конкурентов, изучают ее. Иначе никто своих секретов не выдаст. Приходится сравнивать, учиться чему-то у других. Это нормально, так поступают производители во всем мире. Наши специалисты анализируют полученную информацию, взвешивают все «за» и «против», затем мы принимаем общее решение.

— Вы столько уже наприсоединялись и нареконструировались, что, наверное, отпала охота ко всякого рода экспериментам?

— Где там! Если успокоишься, начинается застой. Не зря ведь говорят, что движение — это жизнь.

Акционирование предприятия прошло 5 декабря 2012 года, а 5 августа нынешнего года у нас состоялось собрание акционеров. Присоединяем к себе Молодечненский молочный комбинат  и  Минский  городской  молочный  завод № 2. Соответственно, расширяется зона нашего влияния на потребительском рынке. Это и дополнительные хлопоты, и ответственность…

Олег ШВЕДОВ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter