Десять и одна

Заметки провинциала
ДАВНО дружу со священником одного из соседних районов. Симпатичный, хорошо образованный, очень современно мыслящий. Именно от него услышал эту поучительную историю, связанную с уже другим его приятелем, молодым верующим аспирантом одного из столичных вузов. Суть ее в том, что квартирный вор обчистил более чем скромные его апартаменты.

«Приватизировав все», имеющее товарный вид, не тронули только икону с окладом, как раз и презентованную самим рассказчиком. Кто что ценит, чем дорожит, то и дарит. Так вот только она и осталась висеть на стене почти опустевшей квартиры. Как некий странный намек, как знак святой неприкосновенности.

При этом едва ли стоит думать столь комплиментарно о самом грабителе. Какая уж там, прости господи, святость… Какие высокие мотивы. Скорее всего, испугавшись вероятной небесной кары (мало ли чего?), на всякий случай решил не портить отношения с небом. Страх возможного наказания сработал далее на таком заочном уровне. Понятиями «стыдно», «грешно», «кощунственно» здесь наверняка не пахло. Если бы в жизни все происходило так просто, то и сама Библия была бы, пожалуй, намного тоньше.

Словом, с технологией кражи все более-менее понятно. Мне же после рассказа о происшествии вдруг захотелось выстроить для себя условную психологическую картинку. Точнее, того, что могло происходить в отдельно взятой воровской башке. Ведь почему-то оставил обрамленный лик Всевышнего в покое. О чем подумал? Чего конкретно испугался? Как расшифровать для себя ситуацию, не рождающую порывов кричать «ура».

О, как хотелось бы наивно поверить, что нетронутая икона — некий символический перекресток. Та точка пересечения координат, в которой вор хоть и не покается, так задумается. Хотя бы по-своему, по-примитивному. А задумавшись, внесет какие-то поведенческие коррективы.

Понимаю, все это мое прекраснодушие, мои фантазии. Стремление желаемое принять за действительное. Почти наверняка такой сложной внутренней работы не было. Вместо нее очередные поползновения на чужое имущество. Воры ведь произвольно решают проблему распределения собственности.

Но зато есть о чем серьезно поразмышлять другим. Прежде всего о божественном в человеке. Оно — не сиюминутная паника по поводу возможных наказаний разгневанного неба.

Главный регулировщик — личная совесть. Не поправочный коэффициент испуга с видом на важный церковный атрибут, а изначальная чистота помыслов. Годами выпестованная в себе духовность не для единичных храмовых субботы, воскресенья, а трепетное, ответственное состояние. На каждую минуту, каждый час, каждый день…

Господу, создавшему такую огромную структуру, просто нет времени ежесекундно разбираться с нами, как с детьми несмышлеными. На уровне каждого раба Божьего. Да и не такие уж мы несмышленыши. В бытовом маневре попробуй еще обгони. А как моральная коллизия, так сразу инфантилы. Как-то лицемерно получается…

Сам свою душу пестуй! Сам прочищай авгиевы конюшни возможной душевной залежалости. Сам определяй уровень нравственного предстояния.

Заметки провинциала

Читайте также

Только по-настоящему порядочный человек ближе к тому, чтобы почувствовать себя максимально соразмерным библейским заповедям. Их, как известно, десять. «Не укради» — только одна из них. Очень важная, занимающая далеко не последнее место в христианской концепции добра и зла. Той, из которой, как басенная мораль, торчит органичный вывод: не тянуть друг у друга, а держаться друг друга.

…Квартира, грабитель, икона между ними. Странная цепочка, необычный эпизод. Почти все движимое имущество исчезло, а она осталась по месту прописки. Не соблазнился ею ворюга. Но комнатенку-то грабанул. Вскрыв отмычкой чужие двери, закрыл перед людьми и верой свою мелкую душонку.

Думаю, не зря поведал мне дальновидный священнослужитель про греховный случай. Учел и профессию, и предполагаемую реакцию на него. Мол, не смогу об этом не написать.

И вот написал ведь. Да и как тут удержаться?

г. Глуск
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter