Дешевые рабочие

В середине лета бросилось в глаза на польских дорогах большое количество машин с британскими номерами. Они здесь встречались всегда, но такого количества я еще не видела. Сначала удивилась, потом поняла: это “польские сантехники” едут домой в отпуск. И, может быть, чтобы подумать, как устроить свою жизнь после брексита. В 2015 году за рубежом работали более 300 тысяч поляков. Первой (и, кажется, единственной) жертвой “преступления ненависти” сразу после брексита стал именно поляк. Обещание избавиться от иностранных рабочих, которые “крадут наши рабочие места”, было одним из лозунгов, под которым Британия голосовала за выход из ЕС. Сейчас проблемой рабочих из стран Восточной Европы озаботились Франция и Австрия. Во Франции таких работников около 300 тысяч, в Австрии — 166 тысяч. По большому счету, это капля в море (1% от общей рабочей силы в Евросоюзе), но в некоторых европейских столицах эта тема волнует многих настолько, что политики в своих предвыборных лозунгах грозно обещают “разобраться” с этой ситуацией. Вот и разбираются.

Система, по которой можно “командировать” своего сотрудника на работу за рубеж, сохраняя его зарплату и социальные выплаты на уровне страны-отправителя, появилась в ЕС еще в 1996 году. Но особенно активно ею стали пользоваться после вступления в ЕС стран Восточной Европы. Для нанимателей выгоды очевидны: вместо того чтобы платить, например, во Франции своим соотечественникам минимальную зарплату 1480 евро, проще нанять поляка или литовца (“литовские сантехники” в той же Британии очень активно конкурируют с польскими): в Польше минимальная зарплата 450 евро. Многие компании из старой Европы, воспользовавшись столь ощутимой разницей в зарплатах и почти неощутимой разницей в квалификации, перенесли свои производства в страны Центральной и Восточной Европы. Пару лет назад в Словакии, когда мы говорили о том, что страна за несколько лет вышла на первое место в мире (!) по производству автомобилей на душу населения, мне объясняли: как только в Германии узнали, как мало можно платить рабочим и что профсоюзы не будут бастовать, так сразу производства и перенесли. Но все меняется, и в этом году в Словакии работники “Фольксвагена” впервые бастовали, требуя повышения зарплаты. В среднем они зарабатывают 1800 евро в месяц, что почти в два раза выше средней зарплаты по стране, но почти в два раза ниже, чем зарабатывают на аналогичном производстве в Германии.

Премьер-министр Чехии Богуслав Соботка считает, что главная проблема — разница в уровне жизни между Западной и Восточной Европой, которая не сильно изменилась за десятилетия после присоединения бывших социалистических стран к Евросоюзу. Помню, как для проекта “Без железного занавеса” я спрашивала у чехов, словаков и венгров, какие были у них надежды, планы и мечты, когда рушился социалистический лагерь. “Что через три года мы будем жить, как в Германии”, — отвечали мне в Чехии. “Что через три года мы будем жить, как в Австрии”, — ответили в Словакии и Венгрии. А сегодня чешский премьер Соботка, упрекая западные компании в том, что они платят на своих чешских предприятиях 30—40% от той зарплаты, которую обычно платят во Франции или Австрии, говорит: “Важно продолжать сближать зарплаты и стандарты жизни в ЕС. Существует огромная разница в уровне жизни, и это фундаментальная проблема”. Но старая Европа продолжает давить, и в октябре (после выборов в Германии, на которых все знают, кто победит) начнется обсуждение реформ в ЕС. Реформы эти будут касаться и “командированных работников”. Для начала предлагается сократить срок их командировки с двух лет (как сейчас) до одного года. Будут предложены и другие меры, которые, по мнению Франции и примкнувших к ней стран (Австрии, например), помогут уменьшить количество работников из стран Восточной Европы в Европе Западной. Кто заменит, например, чехов, уехавших работать за рубеж? Украинцы! О них я расскажу в другой раз.

sbchina@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
3.66
Загрузка...
Новости