Дешево — не всегда сердито

На рынке аудита сложилась не совсем здоровая ценовая конкуренция

На рынке аудиторских услуг сложилась не совсем здоровая ценовая конкуренция

Глобальные инвестиции пока не потекли в Беларусь бурным потоком, но форпост крупного капитала уже проник в республику. Недавно в Минске открылся офис компании «PwC» – одного из мировых лидеров по оказанию аудиторских услуг. В глобальной экономике этот рынок поделили между собой 4 транснациональные корпорации. И «PwC» последней вышла на отечественные просторы. Вся четверка в сборе: четкое свидетельство потенциального интереса зарубежных инвесторов к белорусским активам.

Аудиторское заключение – обязательный пункт, предшествующий любой мало-мальски значительной сделке. Аналитики – глаза и уши собственников капитала. Хочешь, не хочешь, с мнением экспертов приходится считаться, когда выходишь на международный рынок капитала. При всем уважении к западным оценщикам, экономическая безопасность предполагает наличие в государстве собственной альтернативы. Как минимум, чтобы иметь возможность перепроверить выкладки зарубежных профи. Специфика экономики и ее цели в каждой стране по-своему уникальны. И универсальные международные инструменты не всегда корректно настроены под локальные региональные нужды. Словом, срабатывает принцип землемеров: доверяй пришлым, но в кармане держи свою рулетку, на всякий случай. Но, к сожалению, рынок и капитала, и бизнес-инфраструктуры, несмотря на свой начальный период развития, пока обгоняет отечественные аудиторские компании. Парадоксально, но некоторые белорусские современные технологии аудита больше востребованы за границей, чем в домашних условиях. Но так уж сложилась объективная ситуация на рынке, законодательное регулирование которого пока далеко от совершенства.

Главная слабость отечественного аудита кроется в «неохотном» спросе на его услуги. В основном рынок держится на обязательных видах: в ряде случаев нормативные акты непременно требуют наличия аудиторского заключения. Форма соблюдается, а, по сути, к процессу экспертных оценок относятся как к неизбежной необходимости. Немало руководителей предприятий, особенно с долей государственной собственности, отводят аудиту скромное место проверок над ошибками бухгалтерской документации. Хотя основная функция – анализ реального положения дел на предприятии, оценка его эффективности, финансового состояния, перспектив. Но эти опции пока востребованы слабо среди заказчиков. Если в заключении и присутствуют, то зачастую являются формальностью.

Из-за различных объективных факторов точно определить денежный вес сегмента аудиторских услуг достаточно проблематично. По приблизительным оценкам, речь идет о сумме около $ 300 млн. в год. Делится она приблизительно в равных пропорциях между тремя категориями его участников. Самые «жирные» клиенты и большие проекты зачастую достаются иностранным компаниям, входящим в «большую четверку». Причины объяснять не надо. Во-первых, крупные компании всегда лелеют надежду отыскать иностранного инвестора, поэтому под заключением должна стоять «звучная подпись», формально признанная на Западе. Во-вторых, «иностранцы» обслуживают ряд белорусских «дочек» и филиалов транснациональных корпораций: именно в их щтаб-квартирах определяется, с какой конкретной компанией необходимо заключать договор на аудиторское обслуживание.

На втором полюсе находится микробизнес: индивидуальные предприниматели, обладающие лицензией на проведение аудита. Профильных «ипешников» в Беларуси уже более полутысячи, и их количество растет достаточно стремительно, периодически даже обгоняя качественную динамику рынка. Отечественные же аудиторские компании со среднесписочным штатом сотрудников от 3—4 до 10—12 человек – нормальная численность для аналогичных фирм на Западе, оказались как бы на экваторе, в полосе жаркого, засушливого и знойного климата, в котором постоянно приходится бороться за выживание. Крупные компании планомерно перетягивают к себе иностранные аудиторы. С другой стороны, активную ценовую войну ведут «ипешники»: иногда даже демпингуют, занижая стоимость выполнения работы в угоду ее качеству, но по ценовому показателю на тендерных торгах выходят в дамки.

Сильно подкашивает национальный аудит невнятная система ценообразования на услуги. Де-юре, по бухгалтерии, оценивается объем каждого заказа, его сложность, применяются тарифы… Но де-факто стоимость выставляется с потолка, а потом на бумаге подгоняется под необходимые параметры. Индивидуальные предприниматели и небольшие фирмочки откровенно демпингуют. Конечно, не все, но случаи «заниженных цен» скорее правило, чем исключение. Совсем дешевая услуга не может являться качественной по определению. На это обратило внимание и Министерство финансов. Чтобы сделать работу «дешево и сердито», некоторые аудиторы откровенно халтурят, нарушая в том числе и стандарты проведения аудита, принятые в стране.

Не хочу восхвалять отечественный топ-менеджмент: немало директоров стабильно пользуются консервативными управленческими технологиями и необходимость аудита воспринимают только в качестве обязательной процедуры. Но ценовая разноголосица в том числе отбивает желание иметь с экспертами дело. Механизм экономического обоснования приобретения любых материальных средств разработан и успешно применяется руководителями.

Размытые ценности всегда создают почву для различного рода «серых» схем. Прохиндеи наживаются, добросовестные участники рынка не могут прорваться через заслон противоречий. Самое интересное, что проблему осознали в той же России. И сейчас приобретают разработанные в нашей республике специальные программные продукты, которые способны четко и достоверно оценить трудоемкость в человеко-часах каждого заказа исходя из различных параметров и соблюдения стандартов при подготовке аудиторского заключения. Говоря проще, у заказчика появляется возможность четко определить точку отсчета, относительно которой и формируются понятия «дешево» и «дорого». Министерство финансов признало необходимость применения таких программных продуктов, но пока только в рекомендательной форме.

Разработчики программного обеспечения в накладе не останутся: активно формируется пакет заказов из России и других стран СНГ. Но невосприимчивость к новым рациональным технологиям отечественной экономической элиты печалит. Возможно, не хватает более четкой позиции государства. При существующем метании цен на одинаковые услуги, выкристаллизоваться отечественным крупным компаниям практически невозможно. И тогда по серьезным проектам придется надеяться только на иностранцев, полное доминирование которых навряд ли укрепит экономическую безопасность государства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter