Минчанину под видом нового в интернет-магазине продали бэушный смартфон. Дело в суде, но вернет ли обманутый свои деньги – большой вопрос

Дешево и сердито

Многие из нас, покупая арбуз или дыню, стучат по ним. Причем часто не понимая зачем. Минчанин Кирилл Р., расплачиваясь в конце января этого года с курьером интернет-магазина за новый iPhone, не стал по нему стучать. На воплощенную мечту он смотрел восторженными глазами ребенка. Как результат, тогда не постучал, не посмотрел, не подумал, а сегодня приходится звонить во все колокола, чтобы рассказать о коварстве продавцов.


ДАНО. Известно, что, покупая дорогой товар, всегда ищешь в нем недостатки, но вот покупая дешевый — достоинства. Смартфон, на котором Кирилл остановил свой выбор, дешевым назвать сложно, все же сумма 1710 рублей серьезная, но в иных интернет-магазинах подобная модель стоила дороже. 
Разница в несколько десятков рублей затмила разум покупателя, и он не стал искать в товаре недостатки. А ведь следовало! Например, смартфон Кирилл заказал черного цвета, но упакован он был в коробку от белого. 
На обратной стороне коробки был наклеен стикер с информацией о смартфоне, и шрифт текста отличался от оригинального. Невзирая на эти нюансы, Кирилл оплатил покупку. Через семь минут в квартире молодого человека раздался безумный крик: «Не-е-ет!»

Вопль объяснялся просто: при попытке регистрации смартфона на официальном сайте оказалось, что действительная дата продажи не отражается, а срок технической поддержки, обслуживания и ремонта истек. Это говорило о том, что смартфон был неновым. Но ведь покупал Кирилл отнюдь не б/у iPhone, и продавец ни словом не обмолвился о его темном прошлом. В интернет-магазине, на который молодой человек обрушил свой гнев, спокойно его выслушали и отказали не только в замене смартфона, но и в возврате денег. В течение почти месяца Кирилл пытался достучаться до совести продавцов, увы, тщетно. 

ПСИХОАНАЛИЗ. Недавно ученые из британской компании YouGov пришли к выводу, что по модели мобильного телефона можно определить психологический портрет его владельца. Оказалось, что владельцы смартфонов с операционной системой Android обычно зарабатывают больше, нежели пользователи смартфонов iPhone с системой iOS. «Яблочники», по мнению исследователей, очень часто из себя ничего не представляют и пытаются выделиться из общей серой массы. В психологии этот тип личности называется демонстративным, или истероидным. Обычно это яркие артистичные натуры, обожающие быть в центре внимания. Они похожи на ребенка с новой игрушкой. Такое дитя идет к сверстникам, чтобы они восхищались и завидовали ему. 
Не случайно появился анекдот: «Знаете, как выяснить, что у человека iPhone? Никак. Он сам вам расскажет об этом в первые пять минут знакомства». 
ВОССТАНОВЛЕННАЯ ДИСФУНКЦИЯ. Refurbished («восстановленная») — официальное название любой электроники, которая была возвращена предыдущим владельцем и отремонтирована для перепродажи. По оценкам специалистов, глобальный рынок отремонтированных смартфонов сейчас около 20 миллиардов долларов, и ожидается, что к 2025 году он как минимум вырастет в два раза. В развитых странах таких девайсов продают по 150 миллионов штук в год. Это примерно 10 процентов от рынка всех смартфонов. Естественно, подобные «штучки» попадают и в Беларусь. И здесь они уже реализуются под разными соусами. Кто-то из продавцов честно предупреждает клиентов, что телефон восстановленный, кто-то, как в нашем случае, об этом умалчивает. И это странно, ведь покупатель в любом случае при регистрации айфона узнает его настоящее и, если есть, прошлое. И этот факт никак не выкинуть из биографии iPhone. 

***

Со смартфонами-андроидами или иной бытовой электронной техникой дело хуже, ведь там регистрация не нужна, и поди узнай, первый ты владелец или нет. Принципиально, что у официально восстановленных товаров всегда есть гарантия. Можно предположить, что коль скоро продавец не сообщил Кириллу о том, что ему продали восстановленный смартфон, то, скорее всего, над гаджетом работали не сертифицированные специалисты, а колдовали в подвале умельцы. Процент брака у таких шедевров стремится к 100. Обычно до следующего ремонта они живут пару месяцев. Продаются «рефы» повсеместно, по объявлениям от частников их особенно много. Но пора перейти от теории к практике, а она у нас вырисовывается вполне судебная.


РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. По закону при реализации восстановленного товара, а это может быть не только смартфон, но также телевизор, холодильник, стиральная машина и т.п., продавец обязан предоставить информацию об этом. Отвлекаясь от темы, замечу, что лет десять назад сам купил в интернет-магазине холодильник. Он отработал ровно три года и умер. Восстановление, по утверждению вызванного мастера, стоило бы дороже нового холодильника. Но это было не самое неприятное известие. Оказалось, что агрегат был восстановленным. Попытки дозвониться продавцам успехом не увенчались. Магазин был ликвидирован вскоре после продажи мне бэушного товара. В пассив ушла 1000 рублей, в актив — урок жизни на тему «Не ищи, где дешевле». Но вернемся к нашим «яблочным» делам. Молодой человек доверил судьбу профессионалам. Рассказывает начальник юридического отдела ОО «Городское общество защиты потребителей» Ольга Иващенко: «К сожалению, в практике работы отдельных интернет-магазинов имеются случаи реализации бывших в употреблении мобильных телефонов под видом новых. При этом потребителю не сообщают, что телефон был в употреблении или отремонтирован. Это противоречит п. 6 ст. 7 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Также, согласно правилам продажи товаров, при осуществлении розничной торговли по образцам такая информация размещается непосредственно с наименованием товара и доводится до сведения потребителей в сети интернет, т.е. на сайте интернет-магазина (пункты 4, 6 Правил продажи по образцам)». 

***

Изучив обстоятельства дела Кирилла Р., юристы составили исковое заявление в суд с требованием расторгнуть договор и вернуть уплаченную за товар сумму в размере 1710 рублей. Плюс к этому было выставлено требование о компенсации морального вреда в 300 рублей. Если суд решит дело в пользу потребителя, то на продавца ляжет дополнительное финансовое бремя в виде расходов юристов, понесенных на исполнение поручения истца, и штраф в бюджет. В среднем сумма удваивается. Осталось дождаться вердикта. 
Даже если суд, что более чем вероятно, вынесет решение в пользу истца, то это не будет значить, что свои деньги за смартфон Кирилл вернет. К примеру, в настоящее время сайты интернет-магазина, в котором приобретен айфон, заблокированы, а мобильные телефоны — вне доступа. 
Даже когда ушлого продавца найдут, скорее всего, взять с него будет нечего, ведь он наверняка подготовил пути к отступлению. Денег можно либо вовсе не увидеть, либо их будут высылать по исполнительному листу долгие месяцы, а то и годы. 


ИТОГО. Раньше мошенники продавали воздух, скрывались в сети за вымышленными адресами и придуманными историями. Теперь они создают реальные магазины, открывают компании, чтобы обманывать людей на широкую ногу. Когда ручеек претензий и возмущения превращается в лавину, такой бизнес ликвидируется, чтобы через короткое время создать подобный и продолжить свои лохотронные дела. Что делать, спросят читатели? Ответ стандартен. Очень, очень тщательно подходить к выбору продавца. Если он на рынке новичок, то будьте трижды осторожны. Даже если все отзывы о нем исключительно восторженные, не расслаб-ляйтесь. Оставить их может любой сотрудник магазина. Отлично, если магазин как минимум более пяти лет работает на рынке продаж. Не устаем повторять, что на хороший товар редко дают скидки. Не гонитесь за дешевизной. О необходимости оформления чеков и гарантийных талонов вообще устали говорить. И всегда помните, в торговле не бывает идеальных отношений. Кирилл в этом убедился на своем примере и стал наглядным пособием для всех нас. Извлекаем уроки.

usachev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter