Формула-1. Гран-при США.

Дерзость и риск «Ред Булл» против стратегии «Мерседес»

Победы, которой Макс Ферстаппен добился в Остине на Гран-при США, могло и не быть. Когда машины лидеров чемпионата близки по своим техническим характеристикам, в бой вступают стратеги команд. И не всегда наиболее именитые оказываются наиболее удачливыми.

Дебютант Юки Цунода сумел обогнать Боттаса на старте

Удивительное дело: на трассе Америк еще ни разу за десятилетие в «Формуле-1» не выигрывали в гонке пилоты, стартовавшие дальше второго места. Этот современный и по-своему уникальный автодром хотя и позволяет совершать обгоны, однако в спор лидеров за победу за все время своего существования он ни разу не допускал никого кроме тех, кто стартовал с первого ряда. И нынешний Гран-при не стал исключением, а лишь подтвердил эту странную закономерность.

Обеспечив в субботней квалификации себе первое место на стартовой решетке, Макс Ферстаппен был готов на все, только чтобы не допустить своего основного конкурента в борьбе за чемпионский титул вперед себя в первый поворот. Именно к этому выводу приходишь, многократно пересматривая видео старта воскресной гонки в Остине.

Льюис Хэмилтон на доли секунды эффективнее тронулся с места и сумел на подъеме в гору стартового отрезка обойти обладателя поула. Опасаясь именно этого, пилот «Ред Булл» резко сместился влево в сторону соперника и попытался откровенно и, я бы сказал, даже дерзко вытолкнуть того с трассы. Британскому чемпиону пришлось не только пересечь белую сплошную линию выезда с пит-лейна, но и сместиться на самый край асфальтового покрытия, избегая столкновения. Не предприми Льюис этих мер, аварии было бы не избежать. Но все обошлось. Перед самым поворотом дорожное полотно имеет в Остине дополнительное расширение, и Хэмилтону удалось воспользоваться этим, чтобы первым войти по внутреннему радиусу в левый поворот и не выехать на траву.

Ферстаппен же до последнего старался не допустить этого обгона. Из-за позднего торможения он пропустил точку оптимальной траектории поворота и вынужден был выехать за пределы трассы. Ему повезло, что там не было гравийной ловушки. Современные автодромы лишены этих «прелестей» старых классических трасс, поскольку зачастую именно в первом повороте на старте происходят основные события и гонщики активно используют асфальтную зону безопасности, чтобы остаться в гонке.

Привычный кадр - Макс Ферстаппен впереди пелотона

Максу удалось вернуться обратно на трассу вторым, избежав повреждения своего болида о поребрики. Правда, стартовавший третьим Серхио Перес имел преимущество в скорости, так как он оставался в пределах трассы. И не будь мексиканец напарником дерзкого голландца, пришлось бы Ферстаппену пропустить еще и его. Но у вторых номеров команды «Ред Булл» всегда есть четкая роль: в любой ситуации думать лишь о помощи лидеру своей «конюшни», забывая напрочь о своих собственных гоночных амбициях. Перес тут же поднял ногу с педали газа и позволил Максу легко выйти вперед. А сам Серхио, как добрый Санчо Панса Сервантеса, стал обеспечивать прикрытие тылов своему голландскому Дон Кихоту.

Впрочем, у мексиканского гонщика не оставалось выбора. Обойди он Ферстаппена в той ситуации, проблем для обоих пилотов «Ред Булл» было бы гораздо больше. Во-первых, зная характер Макса, можно было бы смело предположить, что он бы тут же бросился атаковать напарника. И если голландец соперников не щадит, то перед тем, чтобы вытолкнуть с трассы напарника, он бы не остановился. Во-вторых, в любом случае с командного мостика австрийской «конюшни» сразу бы поступил приказ пропустить Ферстаппена. Так что сомневаться не приходилось. Все ради победы голландской звезды, на которую в «Ред Булл» была поставлена вся программа деятельности с момента прихода Макса в «Формулу-1».

Кто не рискует, тот не пьет шампанское

Проиграв на старте и фактически упустив преимущество, которое ему давал поул, Ферстаппен, отдадим ему должное, сумел-таки найти в себе хладнокровие и далее стал действовать уже как опытный гонщик. Благо что это уже 7-й его сезон в «Формуле-1». Сохраняя темп лидирующего впереди Льюиса, голландец не мог приблизиться к гонщику «Мерседес» на расстояние атаки. Преимущество «Ред Булл» в поворотах, что обеспечивала аэродинамика болидов Эдриана Ньюи, нивелировалось скоростью немецких машин на прямых, чему способствовали моторы легендарной марки. Но из зоны действия подвижного крыла DRS Ферстаппен не выпадал, поэтому к моменту своего первого пит-стопа он был по-прежнему менее чем в секундном отставании от Хэмилтона.

Командный штаб «Ред Булл» решил пойти на риск и попытаться обойти соперников за счет более раннего пит-стопа. В чем смысл этой стратегии? Получив новый комплект шин, Макс мог взвинтить темп и за те несколько кругов, которые его соперник будет оставаться на трассе, создать себе преимущество, чтобы после обслуживания в боксах лидер гонки оказался позади. В гоночном обиходе этот маневр называется «подрезка».

"Ред Булл" упорно движется к чемпионскому титулу Макса Ферстаппена

Казалось бы, если такая стратегия дает преимущество, почему же ею не могут воспользоваться и сами лидеры? Все дело в том, что у подрезки есть и свой большой минус. Раньше времени уехать на пит-стоп означает, что ресурса новых шин может и не хватить для предусмотренной для них дистанции. То есть умышленно сокращая срок эксплуатации еще пригодных колес, гонщик подвергает себя риску не добраться до финиша на том комплекте, который останется у него на заключительном отрезке.

Вдобавок к этому следует отметить, что подрезка еще сопряжена с риском застрять за более медленными машинами после раннего пит-стопа и не успеть создать себе преимущества. И тогда лидер гонки останется впереди, но на более новом комплекте шин. И можно потерять даже то, что имел перед заездом в боксы.

Но, как говорится, кто не рискует, тот не пьет шампанское. Не предпринимая ничего дерзкого и рискованного, Ферстаппен мог оставаться позади Хэмилтона до самого финиша. А так хотя бы появлялся шанс сыграть на опережение. И этот шанс в «Ред Булл» реализовали весьма успешно.

Уже после первого пит-стопа Макс вышел вперед с преимуществом в 6 секунд. А после второго пит-стопа, на который он отправился тоже ранее планировавшегося времени, чтобы избежать ответной подрезки со стороны Льюиса, голландец имел уже 8,5 секунд преимущества.

На завершающей стадии гонки Хэмилтон был заметно быстрее на свежем комплекте шин. Но за 18 кругов он лишь сумел приблизиться к своему главному сопернику до секундного отставания. Понимая, что на карту поставлена его победа, Ферстаппен взвинтил темп на последних двух кругах, несмотря на изношенное состояние его шин. Как говорят у нас: «Или пан , или пропал». Болид «Ред Булл» скользил в поворотах, но упорно мчался к заветной цели. На австрийском командном мостике Кристиан Хорнер до боли сжимал пальцы, наверняка моля всех гоночных святых помочь его подопечному добраться до финиша без взрыва покрышек. И Макс таки сумел проехать под клетчатым флагом первым, так и не позволив Льюису приблизиться на расстояние реальной атаки.

Уже 8-й раз в этом сезоне Льюис видит на финише лишь спину Макса Ферстаппена

Заслуженная победа, заслуженный результат. И если бы не инцидент на стартовом отрезке, едва не приведший к столкновению, то Максу Ферстаппену и «Ред Булл» можно было бы поставить оценку «отлично». Но, как говорится, победителей не судят.

А для себя могу отметить лишь то, что риск предстоящего столкновения между лидерами чемпионата на трассе после Остина еще увеличился. Если даже в это воскресенье, имея преимущество всего в 6 очков, Ферстаппен пошел на откровенный маневр, грозящий аварией и сходом гонщиков, то что можно ожидать в будущих гонках? Теперь у Макса преимущество составляет 12 очков. И чтобы сохранить свое лидерство до конца чемпионата, я полагаю, он не побрезгует любыми методами, в том числе и грязными, чтобы это преимущество сохранить.

Что до Льюиса, то он это прекрасно понимает. Сегодня британцу удалось уйти от столкновения, завтра это будет сделать сложнее. Ставки растут, конкуренция обостряется. И даже если удастся найти дополнительную скорость в квалификации, это не избавит действующего чемпиона от риска быть выбитым с трассы. Ведь его сопернику терять нечего. Он в личном зачете впереди. Пусть и не так много, всего на 12 очков. Борьба обещает быть острой, а значит, и интересной для нас, журналистов и зрителей.

Вторые номера

Этой авторской фото Серхио Переса - 7 лет. Но повод для улыбки у мексиканца есть и сегодня

Серхио Перес был на финише третьим. Его отставание от победителя составило 42 (!) секунды. Оказалось, что в самом начале гонки у мексиканца в шлеме отказала система подачи воды. И он фактически оставался на трассе при 30-градусной жаре без возможности попить. Дегидратация пагубно влияла и на внимание, и на реакцию мексиканского пилота. А если добавить к этому, что утром Серхио жаловался своему испанскому тренеру и физиотерапевту на недомогание, то становится понятным, почему мексиканский пилот оценил эту гонку как одну из самых сложных для себя. Браво, Чеко! Хорошая работа.

А вот Вальттерри Боттас вряд ли может похвастать удачным выступлением в Остине. После штрафа за замену элементов силовой установки он откатился с 4-й позиции на 9-ю. И фактически участвовать в стартовых разборках у финна не было возможности. Но справедливости ради отметим, что именно Боттас выиграл здесь предыдущую гонку два года назад, стартуя с поула. Что мешало ему выиграть квалификацию и на этот раз? Тогда после штрафа он оказался бы на 3-м ряду стартовой решетки, но никак не на 5-м. А это уже совершенно другой расклад. Но увы, случилось как случилось.

Застряв на стартовом круге между двумя пилотами «Альфа Таури», финский гонщик не только не сумел обойти Пьера Гасли, но и пропустил вперед себя японского дебютанта Юки Цунода. Более того, на 3-м круге Вальттерри пропустил атаку француза, и Гасли отодвинул гонщика «Мерседес» на 10-ю позицию. На 20-м круге после первой волны пит-стопов финн был на далеком от лидирующей группы 8-м месте. Неудивительно, что гонку Боттас завершил на 6-м месте, отстав от напарника почти на 80 секунд.

«МакЛарен» и «Феррари» – аниматоры гонки

Профессия аниматора весьма востребована. В цирке его роль выполняют клоуны, на свадьбах – это тамада, а вот в гонках автоспорта эта роль достается тем, кто привлекает на себя большее внимание зрителей и операторов видеокамер. Уже на первых метрах дистанции началась настоящая, как говорят, заруба между пилотами «Феррари» и «МакЛарен». Если Шарлю Леклеру еще удалось как-то обезопасить свой красный болид на 4-й позиции, то вот Карлос Сайнс вступил в самое настоящее сражение с парой пилотов британской команды.  

От жаркого 45-градусного асфальта механики спасались сухим льдом

Даниель Риккиардо трижды менялся с испанцем местами на протяжении первого круга. Борьба велась пусть и жесткая, но честная, доставляя наслаждение наблюдать, как машины идут параллельными курсами, но каждая по своей индивидуальной траектории, не касаясь друг лруга.

Ландо Норрис не отставал от напарника, пытаясь «вытащить свой каштан» из полыхающего огня сражения Даниеля и Карлоса. Противостояние этой тройки длилось практически на протяжении всей гонки. И лишь Боттасу удалось вмешаться как-то в эти разборки. Сначала финский гонщик обошел Норриса, а затем на завершающей стадии еще и Сайнса. Вот только до Риккиардо Вальттерри так и не удалось добраться.

Кстати сказать, Сайнс и Норрис, финишировавшие соответственно на 7-м и 8-м местах, замкнули список тех пилотов, которые остались в одном круге с победителем Гран-при.

Несмотря на жару, в Остине до выезда машины безопасности дело не дошло

Но все же симпатии американских зрителей были отданы в голосовании за звание гонщика дня в пользу Макса Ферстаппена. Голландец одержал свою 8-ю победу в сезоне и 18-ю в карьере. И с каждой успешной гонкой он все ближе приближается к своей мечте стать чемпионом «Формулы-1». Напомню, что в формульных гоночных дисциплинах Ферстаппен еще ни разу и нигде не был чемпионом.

Следующий этап пройдет через две недели в Мексике на автодроме братьев Родригес. Интрига в споре за чемпионский титул, надеемся, будет сохраняться до последней гонки этого сезона.

Фото из коллекции автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter