Держите связь!

Может ли наша техника конкурировать с продукцией иностранных гигантов?

Может ли наша техника конкурировать с продукцией иностранных гигантов?


На эту тему полемизируют производственники, экономисты, чиновники... Мой собеседник, директор научно–производственного предприятия «Агат–Систем» Валерий Сысоев, убежден, что конкуренция на равных возможна. Даже в таком сверхсложном секторе, как производство систем радиосвязи (ситуации в этой сфере была посвящена статья в «СБ» от 27 марта 2008 г. «Судьба «Лёса» как зеркало экономических проблем»). По мнению специалиста, делать ставку на импорт либо отверточную сборку иностранной техники — значит «копать могилу» собственной технологической базе. С этим тезисом сложно спорить. Но как насчет экономики?


— Валерий Дмитриевич, а насколько выгодно производить у себя все: от шурупов до сложных плат? Понятно, что проекты по импортозамещению позволяют сэкономить валюту. Но не получится ли так, что в погоне за этой целью мы будем консервировать неэффективные производства?


— Необходимо правильное понимание. Если, например, говорить о системах радиосвязи, то надо признать: элементную базу с высокой степенью интеграции, тонкой субмикронной технологией мы не сделаем. Потребуется вложить миллиарды долларов... Нужно ли это нашему небольшому государству? Нет! А вот создать на импортной базе свою технику, как аппаратную платформу, так и программную, мы способны и должны. Естественно, необходимы время, деньги и определенный опыт.


— А не проще ли не изобретать велосипед, а купить лицензии и технологии за рубежом?


— К сожалению, многие руководители избирают этот нехитрый путь. У нас главный показатель работы предприятий — вал (объем товарной продукции). Как его достичь? Можно вести самостоятельные разработки. А можно купить в Юго–Восточной Азии, США или где–нибудь еще почти готовое изделие, переклеить лейбл, упаковать и продавать его как белорусский товар со всеми полагающимися преференциями. То есть завод, по сути, не создает добавленной стоимости, а показатели у него вроде бы неплохие. Я категорически против того, чтобы белорусские предприятия были «крышей», «проводником» для иностранных брэндов.


— Мне довелось общаться с руководством молодечненского «Спутника», который занимается отверточной сборкой «Моторолы». Насколько я понял, на заводе не просто собирают готовую радиостанцию, но и дополняют ее собственными комплектующими.


— Я бы не стал относиться к этому всерьез. Кабель припаять, сделать блок питания, прикрутить антенну — все это технологии 70–х годов прошлого века. И они консервируются, не развиваются и кадры. Вот если бы был полный цикл производства радиостанций «Моторола» на «Спутнике», была бы документация на него, то тогда я обеими руками «за». Но для этого надо вложить огромные деньги, поставить на «Спутнике» новое оборудование, новые линии, современную измерительную технику, переучить кадры. Но заинтересованы ли в подобных инвестициях мировые гиганты рынка связи? Я не думаю.


— Есть альтернативные инвестиции — господдержка предприятий. Сколько потребуется вложить в перевооружение бараньского «Лёса», чтобы создать базу для выпуска передовой отечественной продукции?


— По моим оценкам, на первом этапе нужно вложить 50 — 60 миллиардов рублей. Я полагаю, к 2010 году «Лёс» будет прекрасно оснащенным предприятием радиотехнической отрасли. А те сверхсложные разработки, которые ведут «Агат–Систем» и НИИ средств автоматизации, должны принципиально решить проблему обеспечения отечественными средствами связи.


— Меня как налогоплательщика смущает вот что. В прошлом году завод «Лёс» в отличие от «Спутника» получил из инновационного фонда Минсвязи 6,5 миллиарда рублей. А продажи систем радиосвязи, по данным администрации предприятия, составили около 2,1 миллиарда рублей. Не получим ли мы еще одну «планово–убыточную» отрасль, которую придется дотировать из государственных фондов или бюджета?


— Вопрос хороший. Но мы говорим об очень деликатной сфере, от которой во многом зависит безопасность государства. И потому привычные категории «выгодно–невыгодно» не вполне применимы. Рассуждая подобным образом, можно задаться и вопросом: а выгодно ли нам содержать армию?


— Позвольте все же не согласиться. Мы говорим не об армии, а о производственных вопросах. Солдаты в каждом государстве свои, а вот средства связи, техника и даже вооружение многими странами приобретаются за рубежом. Таким образом экономятся средства госбюджета...


— Но мы не «банановая республика». У нас сохранились производственные мощности, инженерные кадры, научная школа. И мы не имеем права, не моргнув глазом, пожертвовать всем этим. К тому же я уверен, что у «Лёса» хорошие перспективы. Потому как те средства связи, которыми сегодня оснащены многие государственные службы, представляют собой откровенно допотопные образцы. Потенциальные потребности государства в современных системах можно оценить в десятки, если не сотни миллиардов рублей. Мы можем закрыть эти объемы собственным продуктом!


— Каким конкретно?


— К 2010 году должна закончиться разработка комплекса профессиональных цифровых средств связи. Мы начнем развертывать его по всей стране. Необходимо создать инфраструктуру, пользоваться которой смогут все: МЧС, МВД, КГБ, скорая помощь, энергетики, железнодорожники и др. Создается единая информационная сеть, имеющая каналы для каждого ведомства. Они не пересекаются, защищены, имеется возможность передавать цифры, тексты, картинки, мультимедийный контент. Кроме того, возможно проведение конференц–связи, т.е. межведомственное общение. Профессиональная сеть в отличие от обычной будет защищена от перегрузок.


Если мы реализуем этот серьезный проект, то всякие «игрушки» типа аналоговых систем «Моторолы» потеряют на нашем рынке актуальность...


— Потребуются ли какие–либо спецпошлины для защиты новой системы от иностранных конкурентов?


— Не надо никаких спецмер! Если мы выполним задуманное, то выйдем на совершенно иной уровень. Это техника XXI века. И благодаря национальному алгоритму шифрования она не будет подконтрольна правительствам других стран. И, кроме того, мы сможем экспортировать наши системы, чего нет сейчас.


— Что ж, искренне желаю вам удачи.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter