Держите себя в руках

Житель Витебска угодил в тюрьму за то, что довел супругу до попытки самоубийства...

Житель Витебска угодил в тюрьму за то, что довел супругу до попытки самоубийства. Предыстория в целом типичная: проблемы в бизнесе начал заливать горькой, а после набрасываться на жену и 17-летнего сына. Нервы у супруги сдали через 3 месяца - наглоталась таблеток. И оставила записку, в которой в случившемся винила мужа. Когда совсем скрутило - начала действовать смертельная доза лекарства, вдруг испугалась и отправила sms-сообщение участковому инспектору. Тот подоспел вовремя, вызвал "скорую". Несчастную откачали, мужа судили и приговорили к 2 годам лишения свободы. И вот это - нетипично. Доведение до самоубийства считается одним из самых сложнодоказуемых преступлений. Ведь чтобы наказать человека, который сживает кого-то со свету, надо найти подтверждения его злого умысла, собрать факты: жестокое обращение, угрозы, постоянное унижение достоинства другого... А когда жертва травли уже мертва, вряд ли узнаешь, что подтолкнуло ее к последнему шагу. Даже экспертиза порой не даст четкого ответа. А кто станет свидетельствовать против себя?


"А напоследок я скажу"


Трудность, говорят эксперты, и в том, что статья "Доведение до самоубийства" опирается на мнение окружающих. В каждой семье - свои нормы поведения. У кого-то бушуют итальянские страсти, а кто-то живет закрыто, вокруг ничего подозрительного не видят и не слышат. Как же доказать, что за закрытой дверью - домашний тиран?


Конечно, каждый случай тщательно проверяется: опрашивают соседей, знакомых. Да, зацепкой может быть записка: "В моей смерти прошу винить..." Но и подлинность предсмертных обвинений еще нужно подкрепить доводами. Вдруг обиженная супруга решила напоследок оклеветать благоверного? Начальник управления профилактики МВД Олег Каразей считает, что в таких делах не стоит торопиться: "Если барышню застали с петлей на шее, не значит, что у нее проблемы с мужем. Это говорит только о том, что она собирается совершить суицид".


Впрочем, проблема, по словам Олега Каразея, не в том, что доказать трудно, - а в том, что жертвы домашнего насилия терпят до последнего, тем самым доводя ситуацию до крайности. Во всем виновато непонятное, но упорное желание выставить семейную жизнь в радужном цвете, когда брак давно трещит и лопается по швам. Для некоторых такое поведение скорее норма: дескать, бьет - значит любит. Обычно травля начинается с оскорблений и синяков. Уже на этой стадии насильника можно наказать. Но обращаются за помощью единицы. Если побои повторяются трижды - реальна уголовная ответственность. За угрозы убийства - 6 месяцев ареста. Но как обычно происходит? Сначала жертва (справедливости ради припомним статистику: в равной степени это может быть и женщина, и мужчина) долго сносит измывательства. Осмелится - позвонит в милицию. Но стоит той появиться на пороге, сразу идет на попятную: "Что скажут люди?" Кроме того, грядущий штраф ударит по бюджету семьи. А у некоторых такие сильные чувства к мучителю, что они готовы терпеть и терпеть. Не поверите, но героиня витебской драмы, оправившись после шока, в зале суда неоднократно клялась... в любви к мужу, просила смягчить ему приговор. И полученные им 2 года - это с учетом ее челобитной!..


На краю


С начала года у нас 1.536 человек переступили последнюю черту. Скольких к тому подтолкнули - статистика умалчивает. По статье "Доведение до самоубийства" возбуждено лишь 3 уголовных дела... Но пищу для размышлений дает уже такой факт: при том, что бытовые преступления в общей преступности занимают менее 2 процентов, каждое четвертое убийство происходит именно при семейных разборках. Суицидологи тем временем прямо заявляют: чаще всего до петли доводят именно проблемы в личностно-семейных отношениях.


Вообще же, по мнению директора Республиканского научно-практического центра психического здоровья, доктора медицинских наук, профессора Сергея Игумнова, нынешний показатель - 22,8 случая на 100 тысяч человек - самый низкий за последние 15 лет. Но здесь есть "женский парадокс": слабый пол вчетверо чаще, чем сильный, делает попытку свести счеты с жизнью. Но доводят начатое до конца и погибают чаще, наоборот, именно мужчины. Дамы обычно склонны к "щадящим" способам - пригоршне таблеток. Мужчины действуют радикально, выбирая петлю. И те и другие таким экстремальным способом нередко просто пытаются привлечь к себе внимание, рассчитывают на то, что их спасут. И их нередко спасают. Правда, последствия печальные - порой бывает и инвалидное кресло, где моментально просыпается недюжинное желание жить.


Почему вообще возникает эта противоестественная мысль - покончить со всем? Из-за проблем с психикой? На самом деле среди самоубийц страдающих реальными психическими расстройствами мизер - всего 1,6 процента. Остальные действуют под влиянием скрытой депрессии, в состоянии аффекта, или, выражаясь языком медиков, страдают "аномальными формами реагирования на действительность". Особо чувствительным натурам достаточно мельком оброненного резкого слова, чтобы решиться. Что уж там говорить о моральных и физических мучениях изо дня в день...


В РНПЦ психического здоровья выживших самоубийц лечат в двух отделениях, мужском и женском. С ними работает целая бригада профессионалов: психиатр, медицинский психолог, психотерапевт, социальный работник. Курс - 2 недели. За год через одно только отделение проходит более 1.000 человек! И это лишь те, кто действительно пытался покончить с собой и действительно нуждается в серьезной помощи. Остальным - "игравшим на публику" - достаточно лечения в токсикологии. Но и врачи, и представители правоохранительных органов недоумевают: зачем доводить дело до крайности, если сейчас можно получить полноценную помощь - и социальную, и психологическую, и медицинскую, и защиту закона?


Кстати


Сейчас готовятся поправки к Закону "Об основах деятельности по профилактике правонарушений". В частности, при исполкомах планируют создать дополнительные социальные приюты и ввести новую меру - защитное предписание. Например, тирана на срок до 30 суток лишат права знать о месте пребывания родных, общаться с ними, в том числе по телефону, распоряжаться совместным имуществом. Будет предусмотрена конкретная ответственность и за разовое насильственное действие, не повлекшее проблем со здоровьем и не оставившее следов на теле. Сегодня за такие побои ничего не грозит.


Цифры "СБ"


По данным Министерства труда и социальной защиты, в стране действует 154 центра, куда можно обратиться в трудную минуту: отделения социальной адаптации и реабилитации, кризисные комнаты, приют для женщин в Лиде, общественное объединение "Радислава". За первый месяц работы на общенациональную "горячую линию" для пострадавших от домашнего насилия поступило почти 240 звонков, причем в 40 процентах случаев абоненты уверены, что корень всех бед - алкогольная зависимость агрессора. Сообщить о случаях жестокого обращения можно по номеру 8-801-100-8-801. Звонок бесплатный со стационарного телефона.


Факт


Бывшего генерального директора France Telecom Дидье Ломбара обвиняют в доведении до самоубийства 35 (!) сотрудников компании за те 5 лет, когда он занимал руководящую должность. В предсмертных записках работники ссылались на невыносимые условия работы. Мало того что их и в грош не ставили, давали невыполнимые задания - доходило даже до физического унижения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter