Держите марку!

Что и как подделывают в Беларуси
Что и как подделывают в Беларуси

В одной крупной парфюмерной компании случился скандал. Подделки нового аромата появились на рынке чуть ли не раньше оригинала. "Катастрофа!" - воскликнул автор-изобретатель. "Победа!" - успокоил его менеджер и именно с этого факта начал рекламную кампанию нового товара. "Если тебя подделывают, значит, ты чего-то стоишь".

Впрочем, может быть, это всего лишь анекдот? Ведь на самом деле производители ненавидят "пиратов" и всячески с ними борются. В аэропортах Цюриха, например, полиция ежегодно конфискует и уничтожает сотни тысяч часовых механизмов - имитаций известных швейцарских брэндов. Изготовленные неведомо где, они транзитом направляются в арабские монархии Персидского залива, чтобы быть проданными тамошним толстосумам как настоящие.

У нас часы известных швейцарских марок тоже можно купить. В киосках, тысяч за пять. Белорусских рублей, конечно же. Но, по большому счету, на это уже мало кто обращает внимание. Ведь человек, приобретающий такую откровенную подделку, оригинал которой оценивается в несколько тысяч долларов, обманывается сам. Добровольно и, как говорят в таких случаях, находясь в трезвом уме и при ясной памяти. Хуже другое - когда подделку от оригинала может отличить только специалист.

С весны нынешнего года на фабрике мягкой мебели ЗАО "Пинскдрев" начали происходить странные вещи. Покупатели из Минска, Могилева, Жодино стали звонить и жаловаться на качество продукции. То на новой обивке мягкого гарнитура появляются складочки, то швы лопаются. "Этого не может быть", - растерялся поначалу директор СООО "Пинскдрев-Адриана" Ян Гинель. Три четверти продукции фабрики отгружается на экспорт, из них четверть - в Западную Европу. Один из крупнейших заказчиков - известная немецкая мебельная фирма, которая аккурат в нынешнем году предъявила белорусскому предприятию новые жесточайшие требования по качеству, поскольку переросла стандарты ISO 9000 и вступила в элитное европейское общество мебельщиков. Европу, как и весь мир, захлестнула волна дешевой мебели из стран Юго-Восточной Азии. Именитые фирмы решили противопоставить ей новый уровень качества продукции по старой цене. В эту конкурентную гонку оказалась втянута и наша фабрика. "Планка поднята так высоко, что рабочие уже ропщут, - рассказывает начальник управления технического контроля предприятия Владимир Горячев. - Поролон для диванных подушек тестируется шестикратно: на сопротивление сжатию, растяжение, разрыв, а также по плотности и воздухонепроницаемости. Целая специально оборудованная лаборатория работает. Синтепон проходит тройной входной контроль. На этот материал нет готовых стандартов. Его качество определяют на ощупь контролер, закройщик и швея и несут за это персональную ответственность. А любая претензия покупателя - ЧП, по которому проводится специальное расследование".

Как и следовало ожидать, по адресам жалоб выехали представители фабрики и вернулись в еще большем замешательстве. Все покупатели приобрели мебель с рук, по объявлениям в газетах. Она очень похожа на самые ходовые модели "Пинскдрева" и даже снабжена "фирменным" руководством по эксплуатации, в котором производитель гарантирует качество. Однако никакого отношения к пинской фабрике эти изделия не имеют. Их выдают кривые строчки, ручная нарезка поролона, отсутствие полной маркировки, упаковки и прочее. "Частные предприниматели и раньше копировали дизайн нашей мебели, мы терпели, - говорит Ян Гинель. - Но работать под нашей маркой и подрывать деловую репутацию - это уже слишком!"

В общем, фабрика объявила "пиратам" войну. И она далеко не первая. Уже несколько лет ожесточенный и неравный бой с подделками ведет крупнейшее белорусское предприятие по производству женского белья. 5 исков слушались в коллегии по патентным делам Верховного Суда. Предприниматели, торговавшие контрафактной корсетной продукцией на рынках, нещадно оштрафованы. Еще десяток административных протоколов составлен на торговцев московских вещевых рынков непосредственно в российской столице. Именно там продается основная масса подделок. Но ни одного уголовного дела (незаконное использование деловой репутации конкурента по Уголовному кодексу Республики Беларусь карается жестко, вплоть до лишения свободы) довести до логического конца не удалось. Фальсификаторы находятся за тридевять земель - где-то в странах Юго-Восточной Азии.

С доморощенными, конечно, проще. Например, в начале этого года в Минском районном суде слушалось дело "умельцев", разводивших спирт водой и поставлявших этот суррогат под ярлыками известного минского предприятия. Итог: от 2,5 до 6 лет лишения свободы. А не так давно две крупные иностранные парфюмерно-косметические компании обратились в Прокуратуру страны по поводу фактов массовой подделки шампуней и прочих средств гигиены. И тоже выиграли дело. "К сожалению, использование известных торговых марок в коммерческих целях было, есть и будет, - говорит патентный поверенный Марьям Горячко, - потому что это выгодно. Не нужно тратиться на рекламу. Товар продает брэнд. Так что любому промышленному предприятию не помешает заблаговременно позаботиться о защите своих торговых марок и даже дизайна промышленных образцов. А то ведь, не ровен час, случится то же, что и с владельцем одного престижного клуба в Минске. Работал он успешно лет десять, а в один прекрасный день явился к нему человек с предложением... заплатить за использование торговой марки. Оказывается, хозяин не удосужился официально зарегистрировать в Национальном центре интеллектуальной собственности название своего кафе. И вот результат - кто-то сделал это раньше".

Словом, рынок контрафактной продукции у нас, как и во всем мире, расширяется и крепнет. А значит, покупателю, не дожидаясь судов да следствия, не мешало бы усвоить несколько железных правил. В условиях рыночной конкуренции нельзя делать покупки с бухты-барахты. Изучите рынок. Если цена предложенного товара отличается от среднерыночной более чем на 20 процентов, есть повод задуматься. С этой точки зрения весьма показательны базары Китая. Там одни и те же кроссовки с лейблом какой-нибудь известной фирмы могут стоить и 100, и 10 долларов. Разница только в том, что вторые вы едва ли проносите сезон. Цена определяет качество.

Конечно, самый лучший вариант - покупать товар в фирменном магазине или секции, особенно если его производитель - белорусская фирма. Но порой обслуживание в магазинах оставляет желать лучшего. И человек поневоле обращается к коммерсантам. Тогда следует быть начеку. Внимательно осмотрите доставленный вам по объявлению товар и в первую очередь - упаковку. "Пираты", как правило, на ней чаще всего экономят. Скажем, "Пинскдрев" готовит мебель к транспортировке, заворачивая ее в двойную полиэтиленовую пленку и гофрокартон. На упаковке обязательно будет стоять не только товарный знак предприятия, но и фамилии упаковщика и швеи. В швах зашиты ярлычки с номером модели. Качественный товар, изготовленный не в кустарных условиях, а на хорошем современном оборудовании и выглядит соответственно. Машина априори делает строчку ровной, а шестикратно протестированный поролон не дает складок на сиденье.



Справка "СБ"

За 9 месяцев 2004 года в Беларуси установлено более 1.800 фактов продажи товаров без сертификата качества, то есть потенциально контрафактных. Чаще всего подделывали водку (17 случаев), на втором месте - лидская мука (11 случаев), на третьем - соус Красненского консервного завода (8 фактов), затем идут подделки бытовой химии, автомобильных масел и продуктов питания.



Из истории фальсификаций

: Считается, что товарных подделок была лишена плановая экономика Советского Союза. На самом деле это не совсем так. Безусловно, государственным предприятиям подделывать самих себя было бы глупо. Фальсификации в СССР были помасштабнее и санкционировались сверху. Например, при расфасовке в индийский чай непременно добавляли до 45 процентов грузинского, низкосортного. А молотый жареный кофе высшего сорта разбавляли цикорием в пропорции 5 к одному. И так называемая "шампанизация" - тоже продукт советского изобретения. По этой технологии, которую на винзаводах используют по сей день, благородный напиток формировался не в каждой бутылке, как положено, а в одном большом чане под давлением, а затем разливался в стеклотару. Дешево и народ приобщает к культуре пития. Коньячные спирты также созревали по-особому - в эмалированных емкостях с добавлением дубовой стружки.

Но вершиной фальсификаторского мастерства стала искусственная черная икра из... желатина, ароматизированного селедочным тузлуком. За ее изобретение профессор Несмеянов получил Государственную премию и звание академика.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter