Держите марку!

Только грамотный покупатель делает из базара рынок

Только грамотный покупатель делает из базара рынок


На днях Президент утвердил изменения и дополнения в законодательство о защите прав потребителей. Через полгода документ вступит в силу и без преувеличения коснется всех. Ведь каждый продавец в свободное от работы время — покупатель. О чем, к сожалению, он (продавец) «благополучно» забывает, предлагая, скажем, импортную обувь с гарантийным сроком носки 7 дней (!) или взяв предоплату на изготовление мебельного гарнитура и ничтоже сумняшеся «прокручивая» чужие деньги


в личных интересах по полгода и больше. Или (вот уж невиданная глупость!) заставит приобретателя сложной бытовой техники хранить как зеницу ока упаковку от нее... Таких нелепостей и юридических «прорех» накопилось слишком много. Нельзя сказать, что с января будущего года их не будет вообще, но станет значительно меньше.


В этом уверена Ольга Кравцова, заместитель начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли, и обращает внимание на 10 важных отличий нового законодательства от старого.


1. Импортер ответит за качество


Не мне вам рассказывать, что среди продаваемых на рынке телевизоров, DVD–проигрывателей, магнитофонов, мобильных телефонов и прочей сложной бытовой техники хватает контрафакта. Проникает он через прозрачную восточную границу, не отличается высоким качеством и создает немало проблем. Например, теоретически покупатель любой аппаратуры надежно защищен. Если в технике проявился производственный брак, а гарантийный срок истек, то есть шанс в первые 2 года предъявить претензии продавцу и в течение всего срока эксплуатации — изготовителю. Да, но если он за тридевять земель и вообще неизвестно где? Разорился, закрылся? Тогда чаще всего остается покупатель один на один со своей проблемой.


Министерство торговли предпринимало попытки помочь наиболее настойчивым приобретателям магнитофонов и телевизоров разыскать недобросовестного изготовителя. Иногда успешно, но в большинстве случаев процесс затягивался на годы без каких–либо шансов на результат. «Теперь в маркировке товара появится дополнительный реквизит: данные об импортере, — подчеркивает Ольга Кравцова. — И наряду с продавцом и изготовителем все посредники, участники товаропроводящей цепи (сколько бы их ни было), будут нести ответственность за качество предлагаемой продукции».


2. Ремонтные мастерские будут иметь неприятности


Если не исправят недостатки «гарантийного» товара в течение 14 дней и с должным рвением. Пока неприятности только у покупателя. Допустим, купил сельчанин телевизор. Два дня смотрел и радовался, на третий — экран потух. В магазине его предупредили: если что, звони по телефону или обращайся по адресу, указанным в гарантийном талоне. Обратился. Говорят, вези. Нанял машину. Отвез за сотни верст. И полгода — ни ответа, ни привета. Звонит в мастерскую, а ему отвечают — нужные детали не завезли. Ждите. «Больше ждать не придется, — комментирует новую норму права Ольга Кравцова. — Через 2 недели не отремонтировали гарантийный телевизор или сделали это некачественно, обращайтесь с претензией в мастерскую или в суд. Подача иска бесплатная. В исковые требования можно включить и затраты по перевозке товара, но они должны быть подтверждены чеком. Это также еще одно дополнение в закон».


3. Потратился —подтверди!


Раньше по поводу возмещения расходов, скажем, на доставку крупногабаритных грузов (мебели, холодильника) возникали споры. Покупатель настаивал на компенсации, и сосед дядя Вася готов был подтвердить, что за энную сумму вез диван друга. А магазин требовал чек. Мол, если придет проверка из налоговой, как объяснить, куда были потрачены деньги и почему столько. Теперь законодательство трактует подобные ситуации однозначно. Хочешь, чтобы в случае чего тебе компенсировали дополнительные затраты, собирай кассовые чеки и обращайся не к дяде Васе, а к официальным перевозчикам.


4. Гарантийные сроки — по белорусским стандартам!


Если вы изучали предложение холодильников, стиральных машин, телевизоров, то наверняка обратили внимание: на отечественные — гарантия 2 — 3 года, а на импортные — может быть всего один год. На обувном рынке еще «моднее». Отечественный изготовитель гарантирует качество ботинок на 60 — 70 дней. А торговец импортным аналогом скромно пишет на уголке коробки: «Гарантия — 14 дней». Это неправильно. И с января будущего года гарантийные сроки на любой товар должны соответствовать отечественным стандартам. «Более того, у потребителя есть уникальная возможность инициировать появление нового «гарантийного» стандарта, если на какую–то продукцию он не разработан, а продавец устанавливает какие–нибудь совсем уж несуразные сроки», — дополняет Ольга Кравцова.


5. У каждого свой сезон


Есть и еще нюансы. Например, гарантийные сроки носки обуви устанавливаются посезонно. На летнюю — с 1 мая, осеннюю — с 15 сентября, зимнюю — с 15 ноября, весеннюю — с 1 марта. Но погода нынче неустойчива. «Лето» может вдруг наступить в апреле, а трескучие морозы сковывают землю и в октябре. То есть, купив летнюю обувь зимой, человек может начать носить ее не с 1 мая, а гораздо раньше, когда погода позволяет. И точно так же раньше она может сломаться, расклеиться, проявить скрытые дефекты. Теперь вовсе не нужно ждать наступления гарантийных сроков. Сломали каблуки через неделю носки, а изготовитель гарантировал качество на 2 месяца, несите брак продавцу. «Причем дату, с которой в таком случае будет установлен гарантийный срок, называет покупатель, — детализирует новшество Ольга Кравцова. — Скажете, что летние босоножки, купленные в январе, начали носить 10 апреля. Значит, с этой даты вам отсчитают 60 дней».


6. Упаковку — не хранить!


Знаете что порой можно увидеть на чердаках или в подвалах элитных новостроек? Не поверите — картонные коробки от телевизоров, холодильников, стиральных машин и прочей бытовой аппаратуры. Продавцы иногда умудряются вписать в сопроводительные документы такую устрашающую фразу: «Гарантийные обязательства на товар без упаковки не распространяются!» Абсолютный бред и вопиющее нарушение не только нового, но и существующего законодательства о защите прав потребителей. Тем не менее явление приобрело такие масштабы, что законодатели не рискнули его игнорировать. Принятое специально по этому поводу дополнение в закон гласит: упаковку не хранить!


7. Не выполнил договор — верни деньги с процентами


Сегодня довольно распространена форма договора поставки товара с предоплатой. Причем иногда на таких условиях заказывают дорогостоящие изделия — машины, мебель. Это стало лазейкой для недобросовестных торговцев. Взяв деньги и обязавшись поставить предмет договора, скажем, 1 августа, продавец или фирма по оказанию услуг начинает придумывать «причины». Проходит неделя, другая. Желаемого нет. Нынче по Гражданскому кодексу покупатель вправе требовать ставку рефинансирования за время просрочки договора. А вот такой вариант: требование возврата денег и сроки исполнения такого решения конфликта — до сих пор не был четко прописан. «Это позволяло недобросовестному поставщику пользоваться деньгами клиента сколь угодно долго, уплатив ставку рефинансирования 10,25 процента годовых. Отличные условия! Но ведь карман потребителя — не банк, — отмечает Ольга Кравцова. — Новый закон аппетиты продавца поумерит. Если он не выполняет взятые на себя обязательства, покупатель имеет право выставить требование возврата денег в первый же день просрочки. Письменно. И тогда через 7 дней исполнитель договора будет платить 1 процент от суммы договора за каждый день невозврата денег».


8. Спор решит экспертиза


Если товар сломался, порвался, развалился и у покупателя с продавцом возникает спор, кто в том виноват, то его решает экспертиза. Тут все четко урегулировано. Но, допустим, вы купили чай высшего сорта, но содержимое — палки и мусор — вызывает сомнения. Или антиобледенительная жидкость замерзает при минус 3 градусах, а не при минус 20, как обещает ее производитель. Примеры можно продолжать. Так вот, сейчас сделать экспертизу на предмет соответствия заявленных потребительских свойств фактическим очень сложно. Где? За чей счет? И как? Лаборатории, которые занимаются сертификацией товара, могут отказать частному лицу под любым предлогом: мол, берем только новый товар, загружены другой, более важной работой. «В течение 6 месяцев Совет Министров должен разработать порядок экспертизы не только откровенно бракованного, но и качественного товара, составить перечень уполномоченных на то организаций, — уточняет Ольга Кравцова. — И что еще важно, оплачивать такую экспертизу будет продавец, однако если «подозрения» покупателя не будут подтверждены исследованиями, ему придется возместить расходы».


9. Качественный товар можно обменять и вернуть


Хотя прежде покупателю предлагали поискать вариант для обмена товара, который по каким–то причинам ему не подошел или дома понравился куда меньше, чем в магазине. В течение 14 дней теперь такой товар (если он в принципе подлежит возврату) можно сразу вернуть (неношеный, конечно). И продавец должен вернуть деньги максимум через неделю. До сих пор конкретные сроки возврата денег указаны в законе не были.


10. От интернет-товара можно отказаться


Если то, что вам привезли, хотя бы по одному из параметров не соответствует заявленным на сайте интернет–магазина, от товара можно отказаться. И доставку оплачивать в таком случае не нужно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter