Яркий пример приводит первый заместитель министра образования Ирина Старовойтова. На заводе «БелДжи» вопрос отсутствия определенных специалистов подняли только после того, как производство заработало. Но ведь можно было прорабатывать кадровые вопросы параллельно со строительством, это позволило бы скорректировать учебные планы, а возможно, и открыть новые специальности.
В этой связи Министерство образования предложило рассмотреть вопрос о внесении изменений в Положение о порядке заключения и реализации инвестиционных договоров. В частности, предусмотреть возможность и обязательства инвесторов создавать учебную лабораторию или мастерскую в профильных учреждениях образования или на предприятиях, оснащать их оборудованием, а также обеспечить новыми техниками и технологиями педагогов, которые готовят кадры на конкретный проект.
Еще один момент. Первый зампредседателя Государственного комитета по науке и технологиям Андрей Косовский напоминает, что промышленный экспорт в январе — апреле этого года снизился. Причем падение демонстрируют как раз наши форварды. Основные причины этого больше не кроются на внешних рынках. Проблема в том, что у нас нет новых продуктов, инноваций, признается эксперт. Создать инновационный продукт можно лишь обладая высокими компетенциями. В то же время традиционное обучение зачастую отстает от потребностей рынка.
Каким же должно быть сотрудничество промышленности, бизнеса и системы образования, чтобы наращивать экспорт и готовить кадры, которые будут отвечать всем потребностям инновационной экономики? Четкие задачи уже определены. Это повышение практико-ориентированности обучения, увеличение взаимодействия с заказчиком кадров. Другое важное направление — совершенствование системы планирования и оптимизации подготовки специалистов, введение производственной практики с первого курса (с 2017 года), формирование института наставничества на предприятиях. В Министерстве образования признаются: готовить специалистов с высшим образованием под каждое предприятие отдельно вряд ли получится. В этой связи вузы ждут обратной связи от производителей: только совместное планирование, только системная работа позволят решить насущные вопросы. А это значит, что и в дальнейшем кадры будут решать всё. Важно вовремя это понять.
konoga@sb.by