Каким должно быть кадровое обеспечение экспортно ориентированной экономики

Держим кадры в фокусе

Знаменитый лозунг «Кадры решают всё» не утратил своей актуальности даже в век облачных технологий, роботов и искусственного интеллекта. Напротив, профессиональные компетенции каждого отдельного сотрудника выходят на первый план. Правда, нередко можно услышать: мол, современное образование оторвано от экономики. Зачастую вчерашним выпускникам приходится заново учиться на предприятиях, набираться практических навыков у станков и конвейеров. С другой стороны, учреждения образования не всегда получают конкретный запрос, какие специалисты нужны на том или ином производстве. Круг замыкается. И есть ли из него выход? 

фото atmgroupru.mirtesen.ru.

То, каким должно быть кадровое обеспечение экспортно ориентированной экономики, обсудили на заседании комитета Белорусской торгово-промышленной палаты по промышленной политике и предпринимательской деятельности. Проблемы и задачи, которые придется совместно решать системе образования, министерствам, промышленности, прозвучали вполне конкретно. Один из актуальных вопросов — заказ на подготовку кадров. Сейчас все констатируют: к сожалению, инициативы от частного бизнеса исходят нечасто, а ведь именно бизнес сегодня демонстрирует и высокую производительность труда, и стабильные зарплаты и обеспечивает постоянный экспорт. Государственные и частные компании в целом спохватываются слишком поздно: когда сталкиваются с дефицитом специалистов. Определенные сложности возникают и с созданием совместных производств, а также реализацией крупных инвестпроектов. Практика показывает: инвестпроекты проходят мимо Министерства образования, что не позволяет своевременно определить, какие кадры необходимы предприятию.

Яркий пример приводит первый заместитель министра образования Ирина Старовойтова. На заводе «БелДжи» вопрос отсутствия определенных специалистов подняли только после того, как производство заработало. Но ведь можно было прорабатывать кадровые вопросы параллельно со строительством, это позволило бы скорректировать учебные планы, а возможно, и открыть новые специальности. 

В этой связи Министерство образования предложило рассмотреть вопрос о внесении изменений в Положение о порядке заключения и реализации инвестиционных договоров. В частности, предусмотреть возможность и обязательства инвесторов создавать учебную лабораторию или мастерскую в профильных учреждениях образования или на предприятиях, оснащать их оборудованием, а также обеспечить новыми техниками и технологиями педагогов, которые готовят кадры на конкретный проект. 

Еще один момент. Первый зампредседателя Государственного комитета по науке и технологиям Андрей Косовский напоминает, что промышленный экспорт в январе — апреле этого года снизился. Причем падение демонстрируют как раз наши форварды. Основные причины этого больше не кроются на внешних рынках. Проблема в том, что у нас нет новых продуктов, инноваций, признается эксперт. Создать инновационный продукт можно лишь обладая высокими компетенциями. В то же время традиционное обучение зачастую отстает от потребностей рынка. 

Каким же должно быть сотрудничество промышленности, бизнеса и системы образования, чтобы наращивать экспорт и готовить кадры, которые будут отвечать всем потребностям инновационной экономики? Четкие задачи уже определены. Это повышение практико-ориентированности обучения, увеличение взаимодействия с заказчиком кадров. Другое важное направление — совершенствование системы планирования и оптимизации подготовки специалистов, введение производственной практики с первого курса (с 2017 года), формирование института наставничества на предприятиях. В Министерстве образования признаются: готовить специалистов с высшим образованием под каждое предприятие отдельно вряд ли получится. В этой связи вузы ждут обратной связи от производителей: только совместное планирование, только системная работа позволят решить насущные вопросы. А это значит, что и в дальнейшем кадры будут решать всё. Важно вовремя это понять. 

konoga@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter