Школа ландшафтного дизайна: с чего начинается декоративный сад

Держим форму

Школа ландшафтного дизайна «НГ». Урок второй

Многие садоводы, описывая красоту своего участка, больше всего гордятся сортовым многообразием растений. В таких случаях садовый дизайнер возражает: «Сад красив не цветами, а формами. Вы играете ноты, а надо — музыку». Чтобы сад был по-настоящему красив, прежде всего подумаем о контурах крупных деревьев, создающих каркас ландшафта, который нужно затем «обшивать» более мелкими деталями — кустарниками и цветами.Стену сарая окошки с чердака превратили во взаправдашний ретродом.
Фото автора

Не допустить ошибок

Декоративный сад начинается со скелетных посадок, то есть плодовых и декоративных деревьев, а также с высоких кустарников, которые затем заполняются мелкими кустарниками и многолетними травянистыми растениями.

Обратите особое внимание на то, что изменить очень сложно и дорого, а именно на характер рельефа местности, виды за пределами вашего участка и тип почвы.

Обратим в пользу

Рельеф может послужить главным фактором: например, наличие уклона подскажет вам, что именно следует сделать — подпорную стенку или альпинарий, ручей или каскад. Грамотное использование перепада высот на участке делает сад интереснее, поэтому перепад часто создают искусственно.

Если ваша усадьба находится возле леса, постарайтесь превратить его в задний план участка, а не возводить глухой забор, как следует поступить, когда рядом проходит шумная и пыльная дорога. Ошибки, допущенные на этом этапе проектирования, очень трудно потом исправить.

Картина в обрамлении

Продумаем геометрический рисунок сада. Ведь дизайн — это в первую очередь красивые линии. А линии в саду — это дорожки, газоны, цветники. Здесь следует выбрать определенную модель — круговую, диагональную или прямоугольную, исходя из формы вашего участка и вашего вкуса. Важно проверить виды из контрольных точек: из каждого окна, калитки, входной двери дома, зоны отдыха, со скамейки, на которой вы отдыхаете. Участок не должен просматриваться целиком насквозь. Чем больше на нем садовых картин, тем он оригинальнее и интереснее для восприятия.

Расставим акценты

Теперь приступим к выявлению видовых точек на участке. Для чего это нужно? Это поможет выявить, где у нас акценты, и сформировать живописную пейзажную картинку, на которую приятно смотреть. Видовые точки находятся там, где мы стоим (а может, сидим) и что-то обозреваем. На курсах ландшафтного дизайна нам посоветовали использовать в этом случае фотоаппарат.

И вот я прошлась по участку, делая фотографию из каждой видовой точки: сначала у калитки, потом с крыльца, площадки для отдыха, чтобы выявить акценты. То есть фиксировала те самые объекты, которые первым делом бросаются в глаза. Они и станут центром нашей композиции. Это может быть дерево на участке, калитка, цветник. Один акцент может быть виден из нескольких видовых точек. Поэтому важно постараться, чтобы он был выигрышным.

Рисуем облачка

Попутно могут появляться и антиакценты, когда мы утыкаемся в компостную кучу, сарай, туалет, соседский дом, забор. Тогда рисуем перед ними облачка. Это означает, что их надо задекорировать, создав здесь некий буферный объем. Каким образом? Для этого высаживаем растения ярусами. Первый ярус — высокое дерево, второй — куст поменьше, третий — многолетние цветы. И получается зеленый «объемчик»-буфер, который полностью закрывает, например, дом соседа. Но если посчитать, что по правилам от забора надо отступить 3 метра для посадки большого дерева, потом высадить куст и цветник, то в итоге придется «украсть» у себя не менее 8 метров, чтобы задекорировать неприглядное зрелище.

Можно выбрать другой вариант. Большое дерево-акцент высаживаем на близком расстоянии от своей скамейки. И мы уже не увидим перед глазами соседский дом. Распространенная ошибка: в качестве ширмы вдоль забора высаживать туи — они двухэтажное здание не закроют.

На языке ландшафтного дизайнера все эти маскировочные ухищрения называются формированием объемно-пространственной структуры.

Кот Томик в качестве модели живой скульптуры является выигрышным акцентом сада.

Оптические эффекты

А еще можно поиграть в саду в «иллюзии». Если вдалеке растет дерево с голубоватой хвоей, оно смотрится словно в дымке и расстояние до него зрительно увеличивается. Аналогичный оптический эффект происходит с удаленным на расстояние маленьким деревцем.

Посадки на газоне существенно уменьшают его площадь. Газоны и площадки удлиненной формы увеличивают пространство, в отличие от круглой или квадратной. Придадут очарование саду такие изюминки, как арки, перголы, скульптуры, кормушки для птиц.

Важно продумать и сезонный эффект — подобрать растения по срокам их наибольшей декоративности, отдавая предпочтение прежде всего форме, а уж потом сочетанию цветов.

ТИХО ПОСИДИТЕ

Создавая декоративный сад, не идите против природы. И ваше творчество станет легким и приятным. На переувлажненном участке лучше устроить декоративный водоем, а на чрезмерно сухом — сад камней. На участке с перепадом высот уместны террасы и красивые подпорные стены, на плоском — регулярный сад. Гору земли после копки пруда превратите в альпийскую горку. Иногда достаточно просто тихо посидеть в саду — и он сам подскажет, что в нем стоит делать.

ИЗ ПРОБЛЕМЫ — АРТ-ОБЪЕКТ

Добавив чуточку фантазии, из самых неприглядных конструкций и проблемных мест в саду можно создать дизайнерский объект.

• Если в саду темно (это часто происходит, когда ваши или соседские строения перекрывают доступ солнечному свету), то желательно колорировать строения на вашем участке и забор в светлые тона. Такой трюк не только создаст иллюзию большей освещенности, но и зрительно расширит пространство. При озеленении активно используйте растения с пестрой листвой. Лучше, чтобы большинство цветущих растений имело светлую окраску цветков. Материал для мощения дорожек выбирайте бежевый или светло-серый. Если в вашем саду имеются скульптуры, они должны быть белого цвета или с металлическим блеском. Хорошее дизайнерское решение — применение в саду зеркал: они максимально увеличат процент освещенности.

• Если на участке впадины и ямы, выравнивать почву вовсе не обязательно. Все неровности поверхности садовой территории можно использовать во благо. Например, сделать в месте промоины высокую яркую клумбу, создать мощеную площадку или перекинуть мостик с креплениями на столбиках-опорах.

• Если в саду узкие проходы, тупики, острые углы, используйте в дизайне диагонали и округлые формы. Создайте на садовом участке площадку для игр или отдыха круглой либо овальной формы. Малые архитектурные объекты должны быть округлыми в основании и установленными под углом. Если говорить о декоре, то вашими помощниками станут светильники с круглыми плафонами и украшения в форме шара. Ступени лучше всего сделать не прямоугольными, а закругленными. В тупиках опять-таки незаменимы будут зеркала, которые создадут видимость отсутствия тупика вовсе. Можно использовать обманки, создающие иллюзию перспективы, — к примеру, арку на стене или роспись. Границы узких мест замаскируйте растениями.

• Если на участке глухой забор или стена, их вид не приносит эстетического удовольствия. Радует то, что с ними можно удачно экспериментировать. Для оживления их вида используйте вертикальное озеленение, подвесные контейнеры с цветами или роспись. Интересно смотрится забор, украшенный мозаикой из самых нетривиальных элементов: гальки, плитки, стеклышек и даже старых CD-дисков. Можно поиграть с накладными деталями. Оригинально на заборе будет смотреться рыболовная сеть или панно, цепи, деревянные колеса от садовых тачек. В заборе можно сделать имитацию окон. Мы, например, глухую стену сарая превратили во взаправдашний ретродом, отдав дань памяти предкам моего мужа. Мы задекорировали стену окошками со ставнями, сохранившимися на чердаке еще со времен послевоенной дедовской постройки нашего дома.

Алла Жур
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter