Нужно ли ускорять дорожное движение

Держи полосы шире

Фото Александра Кушнера
Не первый год в экспертном сообществе и среди автолюбителей ведутся разговоры о возможности и целесообразности повышения скоростного лимита на МКАД и других дорогах. Действительно, не раз на Минской кольцевой задумывался, а почему здесь можно ездить 90 км/ч или на редких участках 100, а не, например, 120 км/ч. Трасса ведь позволяет. Да и в России уже ведут речь о 150 км/ч на отдельных магистралях. Планируются ли изменения у нас и от чего зависит решение этого вопроса?

Категорически разрешено

Человечество всегда стремилось к более высоким темпам, поскольку время, затраченное на дорогу, считается потерянным. И в последние десятилетия цивилизация заметно ускорилась. И это объективная закономерность. У нее есть плюсы, но имеются и серьезные минусы. Поэтому любые шаги здесь нужно делать осторожно и со знанием дела. Мы научились ведь относиться, например, к не менее опасному высокому напряжению или бытовому газу.

Как отмечает профессор кафедры БНТУ «Транспортные системы и технологии», доктор технических наук Денис Капский, все автомобильные дороги проектируют исходя из учета расчетной скорости, которая зависит от категории самой трассы, а та, в свою очередь, от ожидаемой интенсивности движения по ней. Кроме того, в последующем учитываются эксплуатационное состояние покрытия, погодные условия, проведение ремонтных работ и многое другое. Важный момент — определение категории автодороги или улицы. И здесь часто, как считает эксперт, бывают ошибки в выборе. Изменение же категории может произойти только через реконструкцию, то есть через много лет, за которые интенсивность и другие ­параметры движения существенно поменяются.

Специалистами также учитываются «радиусы кривых в плане и профиле», ширина полосы и так далее. В реальных условиях разрешенная скорость всегда будет ниже расчетной, так она устанавливается для транспортного потока, а не одиночного автомобиля.

С экономической точки зрения, считает Денис Капский, ценность или полезность темпов движения определяется разностью между прибылью, которую она приносит обществу, и затратами, необходимыми для ее достижения. А капиталовложения в этой сфере, как правило, велики. Поэтому модернизация трасс идет постепенно, в течение десятилетий. Эксперты убеждены, что гораздо больший эффект дает уменьшение доли малых скоростей и ликвидация необязательных остановок и стоянок. Например, если автопоток может двигаться уже не 30, а 60 км/ч, то на каждом километре удается сэкономить 60 секунд, если увеличение происходит с 60 до 90 км/ч — «бонус» 20 секунд, а если с 90 до 120 км/ч — ­только 10.

Экологи отмечают, что наиболее выгодны 65 ± 5 км/ч. А любые отклонения от этих цифр нежелательны. Например, при 50 и 90 км/ч вредные выбросы в атмосферу увеличиваются почти вдвое, при 40 и 100 км/ч — почти в 3,5 раза, а при 30 км/ч — в 6 раз! Особенно эта информация актуальна для мегаполисов.

Безопасность ставят на поток

Зависимость количества ДТП от превышения скоростных ограничений — тема сложная и неоднозначная. С одной стороны, чем быстрее едет машина, тем страшнее авария. При этом резкий рост тяжести последствий начинается где-то после 80 км/ч. Поэтому главное правило для водителей: если столкновение неизбежно, надо жать на тормоз. Это позволит уменьшить энергию удара. С другой стороны, вероятность происшествия минимальна при средней скорости потока. Любые отклонения в большую или меньшую сторону приводят к значительному увеличению аварийности, что объясняется резким возрастанием количества маневров, включая обгоны. Например, если разность потока и отдельного автомобиля достигает 30 км/ч, то вероятность его попадания в опасную ситуацию увеличивается в 10 раз (а для тихоходов, по некоторым данным, до 50 раз!). Еще один наш враг, считает Денис Капский, — неравномерность скорости, когда движение происходит с бесконечными торможениями, разгонами, перестроениями, обгонами. Как известно, на любые изменения водитель реагирует с некоторым запаздыванием. Поэтому резкие перестроения, особенно торможение, приводят нередко к конфликтам. Так что наилучшей стратегией является равномерное движение в автопотоке. При этом считается, что в нем преобладают в основном опытные водители, которые хорошо знают данную дорогу. Поэтому их темп езды близок к оптимальному, и его следует придерживаться, даже если он несколько превышает допустимые ограничения, что, кстати, записано в ПДД некоторых стран. Однако если при этом возникают проблемы, например, машина старая и хуже «держится» на скользкой дороге, то надо двигаться так, как считаете возможным: из двух зол следует выбирать меньшее.

Кто решает, какая скорость наилучшая в каждом конкретном случае? Конечно, водитель, а организаторы движения помогают ему. Рекомендации имеют свой статус, но их нарушение в случае аварии ведет к возрастанию ответственности. Соответствие скорости дорожным условиям определяют местные власти, устанавливая иногда ненужные знаки. Что же касается рекомендации, то ее статус вообще строго не очерчен. И можно, по сути, советовать что угодно, как и безответственно игнорировать это. Должно ли так быть?

Рисунок Олега Попова

Уверен, но не рискуй

По словам Дениса Капского, дороги у нас самой высокой категории (­«1-а») имеют расчетную скорость 140 км/ч. Но это, так скажем, теоретическая возможность, таких трасс в стране пока нет. Обычно строятся категории ­«1-б» или чаще «1-в», где разрешается максимум до 120 км/ч. Что касается более низких категорий, то там вообще предусмотрены 100 или 90 км/ч. К тому же на основании многолетних исследований в разных странах в ПДД для автомагистралей установлен норматив скорости 110 км/ч. Просто так, без всяких обоснований повышать его опасно. ­Геометрические элементы трасс зависят от расчетной скорости. ­Например, некоторые радиусы поворота не в состоянии обеспечить устойчивость автомобиля, движущегося очень быстро. Длины переходных полос рассчитаны на 90 км/ч почти во всех случаях. Это означает, что при большой интенсивности движения автомобиль просто не успеет безопасно влиться в поток.

В нашей стране разработаны рекомендации по оптимизации скоростных режимов на республиканских трассах. И ключевой момент здесь — безо­пасность. Если исходить из этого, то ни о какой либерализации не может быть и речи. Нынешние легкие на разгон машины массово вошли в нашу жизнь сравнительно недавно — 20—25 лет назад, а сеть дорог создавалась намного раньше. Те, которые строили в 50-е или 60-е годы прошлого века, по своим основным характеристикам, в первую очередь, как говорят профессионалы, геометрическим, очень плохо подходят для быстрой езды.

Денис Капский подчеркивает, что большинство наших водителей уверены, что их умение управлять автомобилем находится выше среднего уровня. По этой причине они считают, что могут носиться быстро, не подвергая при этом себя и других риску. Но, по большому счету, это заблуждение. И каким бы кто ни мнил себя супергонщиком, важно понимать, что не все на дороге зависит от тебя. Может сложиться ситуация, когда просто не успеешь правильно среагировать на опасность.

Для обоснованного увеличения максимальной разрешенной скорости сначала должна появиться соответствующая инфраструктура. И здесь создание раздельных проезжих частей для разных направлений движения — только часть работы. Требуется адекватная реконструкция транспортных узлов, ликвидация наземных пешеходных переходов, выделение путей для пересечения дороги животными и т.п.


Проскочить перед капотом

С различными шумахерами сегодня борются по-разному. Не везде есть возможность поставить камеру, фиксирующую нарушение, или сотрудника ГАИ с радаром. Поэтому давно используется такой проверенный десятилетиями способ, как лежачий полицейский, или искусственная неровность. Однако оправдана она только при невысокой интенсивности движения от 20 до 30 км/ч. Кроме того, эти преграды бывают с разными параметрами, что, к сожалению, не всегда учитывается при установке. А что же может быть эффективной альтернативой? В качестве нее, по мнению Дениса Капского, можно использовать светофорное регулирование, кольцевые развязки в одном уровне, в конце концов, даже закрытие автодвижения на отдельных участках.

Многие пешеходы искренне убеждены, что чем медленнее едет автомобиль, тем лучше. Но это не всегда так. Дело в том, что человек имеет свойство принимать одинаковый риск в разных ситуациях. По отношению к дорожному движению это выглядит примерно так: если скорость машины 90 км/ч, то, переходя дорогу, человек выдерживает безопасную дистанцию, скажем, 75 метров, что равно приблизительно 3 секундам. Если 60 км/ч — 30 метров, или 2 секунды, если 30 км/ч — 10 метров, или 1,2 секунды, а если 10 км/ч, то переходит дорогу перед самым капотом, чуть ли не касаясь его руками, и риск во всех случаях примерно одинаков! Поэтому если ради пешеходов мы снижаем скорость с 60 до 40 км/ч, то они начинают переходить улицу ближе к машине, сохраняя прежний риск. Более того, привыкнув к этой скорости, граждане в другом месте, там, где можно ехать до 60 км/ч, пересекают дорогу, не внося поведенческих корректив. Напрашивается простой вывод: пешеходы должны привыкать к единообразной скорости, разрешенной в населенных пунктах, выделяя только самые ответственные места. А там, где это опасно и никак нельзя улучшить условия, необходимо вводить регулирование: возле школ, детских садов и т.п. Редкие исключения могут быть сделаны, например, инвалидам или детям младшего возраста.

Увеличение скорости повышает производительность труда и экономит нам время. Однако для того чтобы передвигаться быстрее, надо раскошелиться, нужны инвестиции. Кроме того, необходимо быть готовым к негативным экологическим последствиям. Нельзя забывать и про такой минус, как рост аварийности. Поэтому мы должны выбирать разумную, оптимальную скорость исходя из требований экономики, экологии и безопасности. Только в этом случае она органично вписывается в нашу жизнь и служит прогрессу.

Просьба не разгоняться

Фото Виталия Пивоварчика
ГАИ Беларуси видит в растущей популярности электросамокатов и других средств персональной мобильности хороший потенциал для уменьшения автотрафика. Изменения в законодательство, которые будут регламентировать правила пользования электросамокатами, пока обсуждаются. Электросамокат может развивать скорость до 25 км/ч, а иногда гораздо больше. Планируется, что пользователи устройств, которые развивают скорость до 25 км/ч, будут приравниваться к пешеходам. Более мощные устройства с электродвигателями приравняют к мопедам либо мотоциклам, для управления которыми нужны водительское удостоверение, техосмотр и страховка. Ранее очевидцы не раз сообщали, что в Минске пользователи электросамокатов развивали скорость более 60 км/ч. Один такой случай даже зарегистрировал радар.

В России Минтранс нынешней осенью выступил с предложением о введении ограничений для владельцев электросамокатов — их выделят в отдельную категорию участников движения вместе с пользователями роликов, скейтбордов и беговелов — блок поправок касается так называемых средств индивидуальной мобильности (СИМ). Так, ребенок до семи лет сможет кататься на СИМ по тротуарам, пешеходным дорожкам, в пределах пешеходных зон и только в сопровождении взрослых. Дети 7—14 лет уже смогут это делать самостоятельно. А подростки старше 14 лет смогут пользоваться велосипедными зонами, велополосами, тротуарами. Но если их нет, можно будет выезжать на правый край проезжей части или на обочину улицы при условии, что у СИМ есть тормоза, фонарь и катафоты. При совместном движении с пешеходами будет запрещено разгоняться более 20 км/ч. В пьяном виде кататься на электросамокате, сегвее, скейтборде запрещено.

МНЕНИЯ

Владимир Янукович, заместитель директора минской СТО:

— Скоростные режимы надо пересматривать в сторону увеличения: сколько времени прошло, а мы все ездим по правилам эпохи старых «москвичей», «жигулей» и «запорожцев». Посмотрите, как изменились автомобили за последнее время! Появились различные тормозные ассистенты, которые помогают машине и водителю адекватно и безопасно вести себя на дороге, сокращая тормозной путь, предотвращая заносы и другие опасные явления. Благодаря видеокамерам улучшилась обзорность, позволяя своевременно и правильно реагировать на критические ситуации. А выбор резины на любой вкус и кошелек: зимняя, летняя, всесезонная. Раньше было только одно понятие — резина. А уж какая, не столь важно. Помню, на старые изношенные покрышки наваривали новый протектор, жуть… Как говорится, зимой и летом — одним цветом. О каком эффективном торможении на скользкой или заснеженной дороге можно было говорить… Машины кардинально изменились в лучшую сторону, и они уже могут ездить быстрее и, что самое главное, безопаснее.

Александр Бруй, старший инспектор по особым поручениям ГУ ГАИ МВД Беларуси:

— Каждая дорога или ее отдельные участки предназначены для определенной скорости, которая высчитывается специалистами на основании множества факторов и условий. В основе же любых расчетов — безопасность. Например, на высокоскоростных трассах пешеходные переходы всегда должны быть или подземными, или над дорогой: как вы себе представляете там зебру? Также очень важны ограждения от диких животных, так как на большой скорости даже небольшой зверь сможет стать причиной очень серьезного происшествия.

За восемь месяцев текущего года в стране произошло 2175 ДТП. Среди них в 187 случаях из-за превышения скоростного режима пострадали люди. Поэтому к вопросу об увеличении скорости надо подходить очень серьезно, начиная с этапа проектирования дороги и возможных последующих реконструкций и модернизаций.

КОМПЕТЕНТНО

Юрий Важник, руководитель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте:

— Надо ясно представлять, чем будет выгодно увеличение или снижение скорости на определенных участках дорог. Во всем мире давно все необходимые расчеты сделаны, и они не случайны: населенные пункты — 50 км/ч во всей Европе, загородные дороги — 90, автомагистрали — 110—120 км/ч. Даже там, где в Беларуси разрешено двигаться со скоростью 120 км/ч, далеко не все водители используют эту возможность, так как понимают, насколько возрастают всевозможные риски. Кстати, на знаменитых немецких автобанах, где до недавнего времени отсутствовали скоростные ограничения, уже появляются знаки, требующие замедляться, — стала расти аварийность. Необходимо помнить, что при повышении скорости наземные пешеходные переходы, маневровые участки и другие элементы дорог остаются прежними, представляя в таких случаях огромную угрозу для участников движения. Судите сами: средняя поездка на МКАД составляет около 7 км. Если разрешить автомобилям вместо 90—100 км/ч двигаться 110—120, то средний выигрыш по времени с учетом маневрирования составит всего лишь около 30 секунд. Скажите, что мы выигрываем? Тем более что ДТП с жертвами станет больше, причем на 40—50 %.

А КАК У НИХ?

♦ В Англии за превышение скорости придется выложить до 1000 евро, а за подобное нарушение, зафиксированное на магистрали, — 2,5 тысячи евро.

♦ В Германии наказания для водителей более лояльны, и нарушители скоростного режима могут лишиться 400—500 евро. В Италии — от 779 до 3119 евро. В Канаде за превышение скорости с водителя могут истребовать сумму, эквивалентную 10 тысячам евро.

♦ Финны начисляют штрафы за нарушение скоростного режима и пьяную езду соразмерно ежемесячному доходу водителя. Был зафиксирован случай, когда размер штрафа достиг 170 тысяч евро.

КУДА ЛЕТИМ?

Как сообщили в СЗАО «Безопасные дороги Беларуси», которое является оператором Единой системы фотофиксации нарушений скоростного режима на территории Беларуси, первое место по превышению скорости в 2019 году у BMW из Гродненской области. По трассе М-6 он летел, почти как самолет при взлете, — 249 км/ч при разрешенных 80. Как рассказал пресс-секретарь организации Александр Хилькевич, это отнюдь не означает, что скорость на данной трассе, как и на других ей подобных, может быть пересмотрена в сторону увеличения. Данный пример лишь демонстрирует совокупные возможности автомобиля и трассы развить такую скорость исключительно в моменте, а попытка продолжительного движения в таком режиме быстро закончится, причем трагически. Это понимают все адекватные водители.

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter