Канал Огинского возрождают слонимчане

Держи канал шире

Канал Огинского, берущий свое начало в Слониме, наравне с Августовским — это чудо гидротехники XVIII—XIX веков. Часть рукотворного водного пути, который предки строили на совесть, продержалась более двух столетий. Пришло время ее укрепить.



Маршрут любой экскурсии по Слониму ведет к каналу, названному в честь слонимского старосты, гетмана ВКЛ Михала Казимира Огиньского. Именно поэтому Слоним несколько веков назад называли Северными Афинами.

Есть историческая версия, что идея построить канал, который мог бы соединить Балтийское море с Черным, пришла в голову почти два с половиной века назад коморнику Вальтеру. Измеряя владения Телехан и прилегающие деревни, он пришел к выводу, что между Щарой и Ясельдой может быть проложено водное сообщение по болотам. Эта мысль легла в основу проекта, который был отправлен воеводе Виленскому Огиньскому, позднее ставшему великим гетманом ВКЛ. Влиятельный вельможа в этом канале увидел будущее и сделал все от него зависящее, чтобы польский сейм утвердил этот проект. Загоревшись идеей, Огиньский проявил щедрость мецената: выделил 12 миллионов злотых, и работа закипела. Открылся этот водный путь длиной 54 километра в 1783 году. А вместе с ним началось и время расцвета Слонима. Впрочем, канал стал не только для этого региона, но и для всего Полесья поводом для гордости и фактором экономического роста. Здесь еще в XIX веке курсировали пароходы и баржи. Гидротехнические сооружения взорвали и сожгли в Первую мировую войну, позже канал был восстановлен и эксплуатировался до 1939 года, затем пришел в упадок и потерял свое былое значение. Искусственное русло обмелело и заросло.

Стою на берегу уцелевшей части канала в Слониме. Длина его здесь чуть больше километра, остальная часть проходит по Ивацевичскому району. В темной глади знаменитого рукотворного чуда, как в зеркале, отражаются прибрежные деревья. Творение Огиньского оживляет городской пейзаж, унылый и серый в эту пору года. А летом канал особенно красив — это любимое место отдыха слонимчан и гостей города. Правда, экскурсоводам сложно объяснить несведущим туристам, почему в самом центре города в таком запустении находится некогда живописное русло реки.

— Вот здесь как раз виден тот участок, где канал выпрямил рукав Щары. Сейчас он наполнен водой, а летом пересыхает, как и все старое русло реки, с годами превратившееся в неприглядные заросли, — вводит в курс дела коренной слонимчанин Анатолий Сидрик. Рассказывает, что помнит, как еще в 60-е годы по каналу сплавляли лес. Сейчас он обмелел, и деревянные сваи, которыми обрамлен, уже изрядно обветшали, того и гляди развалятся.

Анатолий Викторович является членом общественного объединения “Слоним Канал Огинского”. Такая инициатива в городе возникла недавно и уже сплотила около 30 слонимчан, ратующих за реконструкцию достопримечательности. Председатель объединения Иван Вадейко поясняет, почему надо было официально объединиться:

— Идея реконструкции канала и старого русла Щары возникла еще в 70-е годы прошлого века. Однако средств тогда хватило только на то, чтобы ее начать. Это наследие Огиньского заслуживает внимания как историческая достопримечательность, которую мы не должны потерять. Сегодня канал интересен туристам, а после реконструкции по-настоящему украсит наш город. Есть задумка на старом русле Щары сделать каскад из трех озер и зону отдыха.

Иван Павлович говорит, что интересы райисполкома и общественности по этой теме совпадают. Однако нужно было с чего-то начинать, а регистрация общественного объединения позволила открыть расчетный счет на благое дело.

Благоустроенным островком на берегу канала смотрится городской парк, с которого как раз и начали десятки лет назад приводить в порядок его окрестности. Здесь даже сохранилось еще несколько деревьев в три обхвата. К слову, недавним событием для Слонима стала реконструкция театра, традиции которого тоже уходят к Огиньскому.

В своем придворном храме искусства меценат собрал профессиональных итальянских, польских оперных и драматических актеров, художников, создал крепостной хор и балет. А местный оркестр был одним из самых больших придворных оркестров Европы того времени.

Старший научный сотрудник Слонимского районного краеведческого музея имени И.И. Стабровского Ирина Шпыркова рассказывает, какая связь между каналом и знаменитым театром:

— Вот этот экспонат музея — часть сохранившегося деревянного водопровода, самого старого в нашей стране. По задумке Огиньского он был проложен от канала к театру. Сцена, таким образом, могла заполняться водой, сюда выплывали лодки с артистами. Огиньский любил устраивать водные феерии.

Показывает Ирина Григорьевна и еще один любопытный экспонат — якорь времен Огиньского, его вытащил со дна канала один из местных жителей.

В древнем городе, который упоминается в Ипатьевской летописи с 1252 года, и кроме канала, конечно, есть на что посмотреть. Но обычно туристы отдают предпочтение расположенному рядом с городом Свято-Успенскому Жировичскому монастырю, куда уже проложены маршруты, в самом Слониме надолго не останавливаются, а зимой здесь они и вовсе в большом дефиците.

Ирина Шпыркова, которая проработала в краеведческом музее 40 лет, в свое время руководила им, говорит, что есть все предпосылки для создания музея древнего Услонима:

— Наш город, который обладает интереснейшими историко-культурными ценностями, мог бы стать органическим звеном туристических маршрутов Беларуси. А наследие Огиньского, в частности знаменитый канал, мог бы явиться той самой интригой, которая привлекала бы туристов.

К слову, от знаменитого мецената осталось в городе немного реликвий. Кроме канала — аустерия и три дома ремесленников. Но даже этого достаточно для того, чтобы оживить туристический маршрут по древнему городу, если, конечно, все довести до ума. А пока, к сожалению, даже в сердце Слонима, на замчище, местные жители умудряются разбивать огороды.

Иван Вадейко рассказывает, что сейчас речь идет о создании проекта реконструкции канала. Райисполком рассматривает возможности финансирования предстоящих затрат, но без помощи общественности здесь не обойтись.

На кону — километр канала из пятидесяти четырех, которые построили в свое время при поддержке мецената и государственного деятеля Михала Казимира Огиньского наши предки.

В ТЕМУ

  • Кроме строительства канала, проводились работы по обустройству прилегающих дорог, очищались реки. В 1775 году официально объявлено о начале сплава. Окончательно канал введен в эксплуатацию в 1783 году. Гидротехнические конструкции представляли собой деревянно-земляные сооружения с 10 шлюзами. По каналу в основном двигались на шестах и веслах, хотя по обеим его сторонам были упорядоченные береговые полосы для буксировки судов. Существовало две пристани — Телеханы и Огинская. На рукотворном водном пути взималась плата, утвержденная варшавским сеймом, — по 8 злотых с каждого весла или спицы.

  • Огинский канал не был глубоким, и в засушливые годы движение и сплав леса затруднялись. Поэтому в соответствии с указом Павла I от 23 февраля 1795 года было решено “приступить до ремонта канала с целью принести больше выгоды российским подданным”, на что отпускалось 60 тысяч рублей. И с 1799 по 1804 год он ремонтировался. После чего его ширина стала 10 метров.

  • В ведомостях Гродненского статистического комитета, составленных 10 сентября 1837 года, указывались количество и стоимость товаров, которые были перевезены по Огинскому каналу в 1836 году: соль, пшеница, уксус, семя льняное, овес, сало, горох, рожь, глиняная и фаянсовая посуда, стекло, кирпич, табак. Из-за рубежа привозили изделия из железа и драгоценных металлов, с юга — шелк, вино.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter