«Держаться надо за землю. Трактор низкий, ниже не упадешь»

Восемьдесят лет назад была создана первая женская бригада трактористок, которую возглавила прославленная на весь Советский Союз Паша Ангелина

Сто тысяч подруг

Мало кто знает, что выражение «битва за урожай» впервые произнесла именно Паша Ангелина в одном из своих радиовыступлений, сравнив труд ее бригады во время Великой Отечественной войны со сражением на поле брани. Еще до войны с газетных полос не сходило ее скуластое улыбающееся лицо, ставшее, выражаясь по-современному, символом советского феминизма. А в это время сталинская деревня переживала голод, работники ГПУ заглядывали почти в каждый дом. Ликвидировав крепкие зажиточные хозяйства единоличников, руководство страны спохватилось: нужно как-то поднимать хозяйство. И делать это должны молодые, сильные и здоровые.

Да, движимые чувством страха сельчане становились колхозниками, но зачастую трудились спустя рукава. Вдохнуть энтузиазм в трудящиеся массы было решено с помощью женщин. Рождаются многие идеологически необходимые трудовые почины. В печати появляется обязательство за подписью Ангелиной об организации 10 женских тракторных бригад. 31 марта 1939 года ЦК ВЛКСМ, Наркомзем СССР и Нарком совхозов приняли постановление о подготовке без отрыва от производства 100 тысяч женщин-трактористок, а 1 апреля в газете «Правда» публикуется призыв слушательниц Тимирязевской сельскохозяйственной академии и Академии социалистического земледелия Паши Ангелиной, Паши Ковардак, Марии Мухоратовой и Варвары Бахолдиной «Сто тысяч подруг, на трактор!»

В 1937 году выходит первая сельская комедия Ивана Пырьева «Богатая невеста» с Мариной Ладыниной в главной женской роли, которая пять раз получала Сталинскую премию, и трижды — за созданные образы деревенских тружениц. К этому же фильму написана песня «А ну-ка, девушки!», которая впоследствии стала называться «Марш женских бригад».

Некоторые историки столь активное привлечение в 30-е годы женщин к общественному труду связывали с подготовкой к войне. Мол, готовилась замена тем, кто уйдет воевать. Как бы то ни было, стране «нужны заботливые руки и наш хозяйский, теплый женский глаз». В военное лихолетье именно женщины, девушки, подростки первыми открыли второй фронт, достойно несли свой тяжкий крест, мужественно переносили и голод, и холод, и самые тяжелые потери, о которых извещали «похоронки». В годы войны женщины составляли 75 процентов работников сельского хозяйства, а удельный вес женщин-трактористок и комбайнеров возрос до 54 процентов, тогда как в 1940-м он составлял лишь 8 процентов.

Железная леди

Образ сельской героини из Паши Ангелиной, несомненно, помогли слепить журналисты и партработники, но и она была неординарной личностью. Самой быстрой, бедовой и озорной среди четырех сестер из многодетной батрацкой семьи грека Поозовья, проживающего в селе Старобешево Донецкой области. В 1929-м их село торжественно встретило 4 стальных коня типа «Фордзон-Путиловец». Очарованная чудо-конем, 16-летняя девушка вызвалась работать прицепщицей на агрегате брата-механизатора. В семнадцать, несмотря на пересуды местных жителей, она идет на механизаторские курсы. В первый день учебы на нее все смотрели с недоумением. Девчонка! Да разве такую можно допускать к машине? Она ведь гаечного ключа от молотка не отличит… «Вы хотите учиться? — поинтересовался у нее инструктор. — Это не женское дело, не советую». Паша взглянула на него серьезно и строго сказала: «Я буду трактористкой!» И очень скоро села за руль «стального коня». А в 1933-м пошла на курсы бригадиров. В первую свою пахоту женская бригада перевыполнила план вдвое. В тот памятный для Ангелиной год ей присвоили звание «Отличный тракторист».

Она все время обращала на себя внимание, вызывала зависть у окружающих, слышала недовольство досужих соседок. Сначала плакала по ночам, потом осмелела, ведь не одна она такая. Все ее подруги (Н. Радченко, В. Анастасова, Л. Федорова, В. Юрьева и другие) трудились с удовольствием, вкладывая в работу душу. Не случайно они взяли высокий урожай — 16—18 центнеров пшеницы с гектара.

Первый орден Ленина Ангелиной вручили, когда ей было двадцать два. Тогда на Всесоюзном совещании передовиков урожайности по зерну, трактористов и машинистов молотилок она и пообещала создать еще 10 бригад и довести выработку до 1600 гектаров. Через два года ее трактор поднимал 1715 гектаров, что в 3,5 раза превышало среднюю выработку по стране. Она вступила в партию и стала депутатом Верховного Совета. С заседаний в столице, где ее частенько сажали рядом со Сталиным, Паша неслась на родные поля и отбывала свою трудовую вахту с утра до ночи. Односельчане поражались ее энергии, знанию техники и… интересу к литературе. Ангелина хотела соответствовать званию высокообразованной труженицы села. Из Москвы на ее адрес в родном селе Старобешеве без конца шли посылки с книгами, заказанными заслуженной трактористкой.

Какой была личная жизнь легенды села? Трудно даже представить, но эта «женщина из железа» была замужем — к сожалению, неудачно. Воспитывала четверых детей: трех своих и племянника. Старшие, Светлана и Валерий, родились еще до войны. Младшая дочь, названная в честь вождя Сталиной, появилась на свет в 1942 году.

Супруг ее Сергей Чернышев был секретарем райкома партии. О нем отзывались как о человеке способном, но болезненно самолюбивом. Еще до войны он закатывал жене страшные сцены, когда приходили приглашения на правительственные приемы. Ведь в них было написано: «Прасковья Никитична Ангелина с супругом». Он чувствовал себя малозначимым «придатком» к легендарной Паше. И это ранило мужское самолюбие.

Колхоз Ангелиных

Во время войны Ангелина едет в Казахстан. В октябре 1941-го колонна под развернутым знаменем вышла из двора Старобешевской МТС, впереди — Паша. Ее дочь рассказывала: «Вид у мамы был боевой, она шагала с двумя именными наганами за поясом. На груди блестели все ордена. Командиры отступавших воинских частей пытались отнять тракторы, но мама отреагировала: «Только через мой труп». Потом «Фордзоны» и «ХТСы», коней и повозки она все же передала Красной Армии, а сама с родными по железной дороге отправилась в тыл. В Теректинский район приехали ее родители, родные сестры Елена и Харитина, жена брата Екатерина и племянница Марксина, тоже трактористки, дети Ангелиных, двоюродный брат. Позже приехала сестра Надя. Паша шутила: «Мой колхоз Ангелиных».

По приезде она попросила самые худшие тракторы, и бригада из 10 человек отремонтировала 5 единиц техники за 8 дней. Возили сено на фермы, используя 6-метровые санки, на которые помещался целый стог. На сенокосе сцепляли по 4—5 косилок. Выработка доходила до двух норм. В 1942 году сев провели в кратчайшие сроки, несмотря на то, что часто ломалась техника. И собрали на круг по 11 центнеров пшеницы и 14 проса. В довоенное время здесь имели по 9 и 10 центнеров с гектара соответственно каждой культуры. В фонд фронта ее бригада передала 768 пудов зерна, заработанного на трудодни. Переводили деньги и на строительство танковой колонны «Колхозник западного Казахстана».

Родственники всегда молились на нее, считая, что только ее имя спасло религиозную семью от репрессий. Арестовали лишь брата Прасковьи Никитичны. Ей удалось его вызволить, но поздно: на допросах брату отбили легкие, и он недолго прожил после освобождения.

Еще одна Паша

После войны она возвращается в родное село. Ей предлагают возглавить колхоз, но она отказывается:

— Держаться надо за землю. Трактор низенький, ниже не упадешь.

Ждет мужа с фронта. Но Сергей Чернышев вернулся не один, с… любовницей и ребенком. Прасковья с пониманием принимает фронтовую «жену», помогает ей материально. Но однажды, напившись, Чернышев выстрелил из именного оружия в Прасковью Никитичну. Эту злую пьяную выходку супругу она не простила: выгнала его из дома, отказалась от алиментов и сменила детям фамилию. Все они стали Ангелиными. Чернышев позже умер от алкоголизма. Этот факт из биографии знаменитой трактористки не афишировался. Считалось, что депутат Верховного Совета, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии Прасковья Никитична Ангелина может быть только счастливой женщиной. Этот имидж постоянно поддерживался в сознании людей.

Легенда страны ушла из жизни в возрасте 46 лет. И умирала страшно. От постоянного контакта с горюче-смазочными материалами Ангелина заболела циррозом печени. В конце концов ей решили сделать операцию. После нее она впала в кому и вскоре скончалась.

Сегодня внуки и правнуки Паши Ангелиной живут в Донецкой области и в Москве. А внучка, которая родилась в день ее смерти и названа в честь знаменитой бабушки, также работала на тракторе в родном селе. Но позже переехала в другой район.

Белорусские трактористки

Были ли последовательницы Прасковьи Ангелиной в 1930-е в Беларуси? О них сегодня мало известно. Количество тракторов в БССР в 1928 году составляло всего лишь 102 единицы, а в 1934-м — 3971. С 1935-го по 1936 год сельское хозяйство получило еще 1400 новых тракторов, и к весне следующего в 137 МТС их насчитывалось 6194. Одновременно шла подготовка кадров для новой техники: в течение 1936 года было обучено 7423 тракториста и 460 бригадиров тракторных бригад, а на следующий запланировано подготовить еще 5850 трактористов, в том числе 1823 женщины. Так, в Минском районе известна трактористка Любовь Бритько, которая партизанила во время войны.

Кстати, механизаторы и специалисты считались тогда элитной прослойкой крестьянства. Впрочем, эта элита еще лишь зарождалась, составляя порядка 1 процента сельского населения.

А вот после Великой Отечественной и у нас появились свои легенды. Надежда Куницкая — на 12 лет младше Паши Ангелиной. Но в чем-то их судьбы похожи. Одинаково пришли к профессии, обе много трудились. У одной брак несчастливый, для другой в послевоенную пору и вовсе не хватило женихов. Перед войной окончила 6 классов школы в родном селе. Была связной партизанского отряда. После появления в деревне первого трактора стала работать помощником тракториста. С января 1951 года училась на шестимесячных курсах механизаторов Логойской машинно-тракторной станции. В ее трудовой книжке только две записи: принята на работу механизатором в 1956 году в совхоз «Логоза» Логойского района и уволена в связи с выходом на пенсию. Остальные связаны с наградами. Других мест работы, кроме как на полях родной Логойщины, у нее никогда не было. Если, конечно, не считать участия в различных республиканских и всесоюзных соревнованиях среди пахарей-механизаторов. Несколько тракторов как награды победителю пополнили гараж родного совхоза.

В 1971 году ей присвоено звание Героя Социалистического Труда. Через год первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии Петр Машеров вручил Куницкой как лучшей трактористке республики миллионный трактор, выпущенный Минским тракторным заводом. Потом Петр Миронович прилетал на вертолете «справиться», как бегает именной трактор. Говорил ей: «Выйдет 2-миллионный, на нем будешь работать, а этот рядом будет стоять».

С 1995 года жила в Республиканском доме-интернате для ветеранов войны и труда в поселке Ждановичи, куда прибыла со своим именным трактором. До 2005 года продолжала работать на нем, помогая обрабатывать участок интерната, заготавливать сено, убирать снег.

Очередной всплеск интереса слабого пола к мужской профессии пришелся в республике на конец семидесятых. Надежда Региневич из Барановичского района с детства умела управлять мотоциклом (брат научил). После окончания школы, оставшись в родной деревне, пошла на курсы технического всеобуча. В 18 лет (примерно в том же возрасте, что и Паша Ангелина) начала водить трактор. Это был гусеничный «Т-54». На «Т-25» была достигнута выработка более 2500 эталонных гектаров, позволившая Надежде занять первое место среди женщин-трактористок республики. В 1986 году она была единственной, кто представлял Беларусь в Москве на торжественном приеме у министра сельского хозяйства СССР, где ей вручили приз имени Паши Ангелиной — фарфоровый кубок-вазу.

В районе женщин-трактористок насчитывалось тогда около двух десятков.

Из Москвы обладательница почетного приза вернулась с именным трактором. Вернее, трактор «МТЗ-80» прибыл в колхоз «17 Сентября» позже. Воспоминания о тех годах и сейчас греют сердце. Надежда провела за рулем трактора четверть века. Колхоз выделил ей квартиру. Трактористку наградили знаком ЦК ВЛКСМ «Золотой колос», орденом «Знак Почета», избирали депутатом областного Совета. В немалой степени благодаря ей в Перховичах появилась средняя школа. Теперь здесь учится ее внучка. Незаметно пролетели годы. Но и сейчас для Надежды Иосифовны дорог тот приз, ставший исторической реликвией.

Елена КЛИМОВИЧ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter