Российские эксперты прогнозируют вытеснение мясного импорта - ему просто не останется места

Держать рынок или деньги?

РОДСТВЕННИКИ из Великих Лук покупают продукты в магазинах «Магнит» и говорят, что это самая дешевая торговая сеть. Охлажденная куриная тушка стоит сто российских рублей за килограмм, замороженная — в пределах девяноста. Не сказать, что ритейл жирует: от белорусских производителей россияне берут охлажденку по 81 рублю за килограмм. Как видим, навар небольшой, выигрывают же за счет оборота, потому что столь демократичные цены магнитом притягивают покупателей, и торговля процветает.


Как говорится, бог в помощь, но нам такой гешефт ни к чему. К примеру, один из поставщиков «Магнита» — ОАО «Кленовичи», что в Крупском районе, снизил в этом году отгрузку в Россию вдвое, хотя за прошлый нарастил экспорт на 39 процентов, выручив на зарубежных продажах более 8 миллионов долларов. Еще в декабре за килограмм курятины наши соседи готовы были платить 105 рублей, а сейчас — только 81. Внутренний рынок оказался более выгодным, и крупские птицеводы держат отпускную цену на бройлеров на уровне 24756 рублей. Несложно подсчитать, сколько теряют, отправляя птицу за границу. Сейчас есть смысл выпускать полуфабрикаты для фирменных магазинов, благо их уже семь плюс два авто для выездной торговли и придорожное кафе «Плисса». 

Российские эксперты прогнозируют вытеснение мясного импорта, утверждая, что ему просто не останется места. Если в покупательской корзине россиян более чем на 15 процентов станет меньше мяса, то внутреннее производство приблизится к объему потребления. В таком случае начнется резкое давление в первую очередь на цену свинины, а во вторую — мяса птицы. Снижение потребления станет серьезным вызовом для всех участников рынка, и неконкурентоспособные предприятия не выдержат низких цен. Впрочем, пока такой быстрой динамики нет, успокаивает глава Мясного союза Мушег Мамиконян. 

Да и белорусские экспортеры за первый квартал уже отгрузили половину от запланированного объема.

Стоит ли в будущем нам стучаться в закрытую дверь? Ну, во-первых, оправдается такой прогноз или нет, сказать сложно. В истории случаются всякие непредвиденные повороты. Вспомним «ножки Буша», появившиеся на пустующих продовольственных прилавках в лихие девяностые. Они не только накормили народ, но изменили наши вкусовые предпочтения. Именно с той поры начался «закат эры» говядины в пользу курятины. Так вот первая продуктовая война тысячелетия разгорелась в 2002 году между Россией и США именно из-за этого продукта. Наша соседка запретила Америке ввоз куриных полуфабрикатов. В ответ Штаты пригрозили повысить пошлины на импорт стали. Через месяц российская сторона сняла эмбарго, и, как вещала нам реклама по телевизору, «окорочка опять прилетели». Но в 2010-м все же улетели восвояси, и сразу на 10 процентов взлетели цены на мясо птицы. 

Во-вторых, кроме розницы, есть и другие российские потребители. По оценкам еще одного агентства — BusinesStat, в 2015—2019 годах во всех секторах рынка объемы продаж мяса птицы будут ежегодно демонстрировать рост относительно предыдущих лет. Наиболее динамично они будут расти в секторе HoReCa (в среднем 4,8 процента в год), наименьший прирост ожидается в розничной торговле (около 2,9 процента в год). Что, вероятно, скажется и на ценах.

В Беларуси в прошлом году выращено 554 тысячи тонн мяса птицы. Это в три с половиной раза больше уровня 2005 года, в полтора — 2010-го и на 10 процентов больше, чем в 2013 году. В первом квартале нынешнего снова отмечен рост производства (110 процентов к аналогичному периоду прошлого года). И мы всегда без труда сможем возобновить поставки в Россию при условии своей конкурентоспособности. 

Вот и в «Кленовичах» существенно снизят себестоимость курятины, запустив собственный комбикормовый цех. Несмотря на снижение экспорта, здесь увеличили производство птицы на 3 процента к прошлогоднему уровню. Практически вся отгруженная продукция оплачена, и запасов на складах нет. 

Более крупные производители подумывают над диверсификацией производства, ибо давно известно, что складывать яйца в одну корзину неразумно. Так что пока надо держать деньги, а не рынок, инвестировать в эффективность и торговлю. И не стремиться продать товар «любой ценой». Ведь только в январе—апреле Беларусь из-за валютных колебаний и снижения цен потеряла на экспорте сельскохозяйственной продукции в Россию около 180 миллионов долларов. Правда, сейчас ситуация понемногу стабилизируется.

Сегодня хозяйкам нет времени на кулинарные изыски. С фуагра, пикката, рулядами они могут повозиться лишь в отпуске и по праздникам, поэтому с удовольствием купят продукт, который готовится в два приема – распаковать и засунуть в духовку. Пока же перечень быстрых в приготовлении блюд невелик. Стоит обратить внимание на общепит, где тоже требуются полуфабрикаты. И на все другие направления, где можно удержать бизнес.

klimovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter