Держать на расстоянии. Клинка…

Почему   в   фехтовании   нельзя   ненавидеть   соперника   и   бросать   оружие   на   дорожку?

Почему   в   фехтовании   нельзя   ненавидеть   соперника   и   бросать   оружие   на   дорожку?   Ответы   узнали   столичные   школьники   вместе   с   репортером   «Р»

Кто не мечтал быть в детстве мушкетером? Шпага, ботфорты, широкополая шляпа и развевающийся на ветру плащ... Прошли века — и все изменилось: холодное оружие «воюет» исключительно на музейных стеллажах. Дуэли наказуемы. А шпага – предмет спортивного интереса. От приглашения потренироваться в школе олимпийского резерва по фехтованию ученики столичной школы № 123 отказаться просто не могли.

Рапира – «игла». Шпага – «смычок»            

В зале — несколько групп спортсменов: одни доводят до совершенства стойку, вторые отрабатывают выпад, третьи в полной амуниции звенят клинками на дорожке. Невольно вспоминаются гладиаторские школы времен Спартака и виртуозы сабельного боя вроде Аверкия Скиллы из знаменитого романа Милорада Павича.

— Что удивительно, с тех времен стойка фехтовальщика практически не изменилась. Давно канули в Лету двуручные и простые мечи, доспехи, шлемы, кольчуги, а положение ног, рук и торса – все то же. Так учили 1000 лет назад, так учат сейчас, — говорит ребятам Александр Романьков, председатель федерации фехтования Беларуси, 10-кратный чемпион мира, олимпийский чемпион. – Из всего обилия холодного оружия разных эпох и народов в современном спорте осталось всего три: рапира, сабля и шпага. Первая – узкая, как игла, — в сечении имеет квадрат: ею можно колоть только в спину и грудь. Шпага заметно тяжелее и внешне напоминает огромный смычок (по правилам, можно колоть везде). Саблей как рубят, так и колют, но не ниже линии пояса. Главное отличие современного оружия – особый сплав стали мараген, позаимствованный у советской оборонки. Он упругий и практически не ломается. В Дамаске позавидовали бы...            

Синица в руке

Вместо шлема с забралом – фехтовальная маска со сверхпрочной сеткой. Вместо лат – белоснежный костюм, сшитый из кевлара — ткани, которую невозможно проткнуть. Под ним – пластмассовый нагрудник, сверху электрокуртка, состоящая из тонких металлических нитей и подключенная по шнуру к сети. На кончике оружия находится контакт. Уколол – и на экране вспыхивает лампочка: «Цель поражена!»

— Для того чтобы электроника сработала, на конце шпаги должно образоваться усилие не менее чем в 500 граммов. Учитывая защиту, это не больно… Но у каждого фехтовальщика – свой индивидуальный удар-почерк: есть люди, после укола которых кажется, что тебя перетянули оглоблей. Стоишь и не можешь дохнуть, — рассказывает школьникам Александр Анатольевич. – В рукоятку не нужно вцепляться что есть мочи. Наоборот, держите ее двумя пальчиками так, как вы держали бы в руке синицу. Она не должна задохнуться, но и не должна улететь.                

Тигры или гепарды?

В фехтование приходят в 9—12 лет. Еще столько же понадобится тренеру, чтобы сделать из подающего надежды привозящего медали. Две тренировки в день, нагрузка на все группы мышц. Амуниция стоимостью 1000—1300 долларов. И семь потов, которые в прямом смысле сходят со спортсмена из-за низкой теплопроводности кевлара.

— Наши парни никогда вам не покажут и не признаются: от оружия частенько остаются синяки на руках и плечах. От шпаги и рапиры – в виде точек, поэтому их обладателей в шутку называют гепардами. От сабли – полосы: их именуют тиграми, — смеется Александр Романьков. – Но не это самое трудное в фехтовании. Главное – научиться уважать противника, побороть в себе спортивную ненависть и увидеть в нем прежде всего такого же носителя искусства сабельного боя, как и ты.

Разговаривать во время поедин-ка (а уж тем более хамить) нельзя. За неуважение к противнику, судье или зрителям фехтовальщик будет дисквалифицирован. Это не большой теннис: бросил в сердцах шпагу на дорожку – тут же получил черную карточку и ушел. 

В маске – человек! 

Стойка заучена. Маска надета. Оружие в руке… Каждый из 13 школьников по очереди фехтует с Александром Романьковым. Первые уколы даются крайне тяжело. Зато сколько адреналина! 

— Здорово! Давно мечтали о подобном, — признаются ребята. – Это очень благородный вид спорта. В отличие от многих других, он аристократичен, красив и имеет многовековую историю. Однако требует колоссальной физической подготовки: после 3—4 минут стойки начинают дрожать ноги, пот заливает лицо. И потом, знаете, трудно уколоть человека (даже зная, что он в защите). В фильмах все просто, а тут стоишь — и рука отказывается наносить удар. В фехтовании ты по-настоящему осознаешь ответственность за свое мастерство. И ценишь человека, который стоит напротив тебя. На расстоянии клинка.

На снимке: Александр РОМАНЬКОВ (в центре) и юные фехтовальщики из столичной школы № 123; скрестим шпаги!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter