МТЗ подтверждает репутацию национального бренда

Держать марку

«Завод хоть работает?», «Санкции-то конвейеры остановили?», «Продаете тракторы или по-прежнему склады загружаете?». На подобного рода вопросы «небезразличных» сторонних наблюдателей работники МТЗ отвечают с улыбкой — как и на всякого рода фейки, которыми то и дело пестрит интернет. А все потому, что каждый будний (а иногда и выходной) день, переступая проходную и приступая к работе, они своими глазами видят, что происходит на предприятии — и на конвейерах, и на складах, и по продажам. И точно знают, что делают свое дело не зря: тракторы BELARUS продолжают обрабатывать землю на пяти континентах, и спрос на белорусскую технику растет, а значит, растет и предложение.

Мария Аксючиц, мастер первого производственного участка КСТ.

С конвейера — покупателю

— По итогам прошлого года Беларусь заняла 11-е место среди стран-экспортеров сельскохозяйственной техники. Для нас это в первую очередь показатель востребованности, хотя мы ее ощущаем и без официальной статистики. Фактически производство сегодня работает под заказ. Складских запасов как таковых у нас нет: техника, которая сейчас на складе, либо вот-вот уйдет покупателю, либо забронирована и ждет отправки, либо составляет ассортимент, необходимый для нормальной работы предприятия, — рассказывает первый заместитель генерального директора ОАО «МТЗ» Тарас Мурог


И все-таки для понимания реального положения дел без статистики не обойтись. Объем производства предприятий «МТЗ-ХОЛДИНГ» в 2021 году составил 38,6 тысячи единиц техники. Для сравнения: в 2015-м — 28,4, в 2016-м — 29, в ­2017-м — 32,7 тысячи. За четыре месяца нынешнего года заводы холдинга собрали более 13,8 тысячи тракторов и машин, а также 280 мини-тракторов и 2,1 тысячи мотоблоков. Темп роста — 108,4 процента. 

Если перевести цифры в дело, то насколько интенсивно работает МТЗ, очевиднее всего в корпусе сборки тракторов, где расположены два конвейера. 

— Если пару лет назад мы за смену собирали 90—95 тракторов, то последние полгода — 135—140. Пока работаем в одну смену, иногда и в субботу за двойную оплату. Но руководство ориентирует на организацию с 1 июля двухсменного режима, потому что пока спрос на нашу технику превышает предложение. Главный вопрос заключается в рабочей силе. Сейчас в КСТ трудится немногим более 600 человек: для одной смены штат укомплектован, а вот для двух понадобятся дополнительные ресурсы, — делится планами начальник корпуса сборки тракторов Леонид Самусевич

Начальник КСТ Леонид Самусевич проводит экскурсию для губернатора Воронежской области Александра Гусева.

Ориентация — экспорт

Минский тракторный завод — предприятие экспортно ориентированное. Более 90 процентов продукции продается за рубеж. 

— Наша главная цель во все времена — это рост экспорта при условии удовлетворения спроса на внутреннем рынке. Если говорить о краткосрочной перспективе для «МТЗ-ХОЛДИНГ», то есть конкретная цифра: мы шаг за шагом идем к миллиарду долларов. В прошлом году на продажах за рубеж заработали более 715 миллионов. В этом планируем увеличить объем экспорта минимум до 800 миллионов. Будем делать все возможное и невозможное, чтобы к 2025 году достичь миллиарда. А дальше — новая цель и новые достижения, — заверяет маркетинг-директор Михаил Кадников

И вот вопрос: не слишком ли уверенно при сегодняшнем геополитическом и макроэкономическом раскладе? 


— Мы работаем в тех реалиях, которые есть. Других нам не дано. Конечно, на нас влияют негативные факторы, но они влияют и на глобальный рынок, то есть на всех. Да, выросли цены на сырье и энергоносители. Да, подорожала логистика, усложнились поставки наших тракторов в некоторые страны. Да, в редких случаях, но мы все-таки отмечаем задержку платежей за поставленную технику, что вынуждает нас реагировать. Но нас это не останавливает. Мы оперативно принимаем решения по перенаправлению потоков, оптимизируем схемы, ищем новые возможности. Которые, как известно, особенно ярко проявляются именно в непростые периоды, — поясняет маркетинг-директор Михаил Кадников. 

В планах Минского тракторного завода — увеличение объемов продаж в Россию, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Пакистан, Вьетнам. Высоким остается спрос на белорусскую сельскохозяйственную технику в Африке. Планируется возобновить поставки на Кубу, а в Венесуэле возродить сборочное производство тракторов BELARUS, чтобы увеличить объем экспорта на рынок Латинской Америки. 

МТЗ выпускает по-настоящему народный трактор — понятный, удобный, надежный, востребованный. А все потому, что на предприятии как нигде понимают, насколько это непросто и затратно — работать на земле.

Сделал — получил

По словам мастера первого производственного участка КСТ Марии Аксючиц, увеличение количества выпускаемой техники отмечают все сотрудники: 

— Сложно не заметить цифры на табло, которые отсчитывают каждый собранный трактор. Конвейеры работают на полную мощность. Останавливаются только на обеденный и технологические перерывы. С одной стороны, рабочие стали трудиться напряженнее, с другой — они понимают, ради чего это делают: на конвейерах сдельно-премиальная система оплаты труда. Другими словами, сколько заработал — столько получил. 

Средняя заработная плата на Минском тракторном заводе в январе — мае составила 1,9 тысячи рублей. Но в расчетных листках основных рабочих цифры значительно выше. 

— Средняя зарплата основных рабочих за пять месяцев — 2,3 тысячи рублей, что на 20 процентов больше, чем за аналогичный прошлогодний период. Самый высокий уровень — в литейном производстве: в отдельных подразделениях он достигает 2,6 тысячи рублей. Но, повторю, это в среднем. Рабочий может получить и 3 тысячи рублей — все зависит от того, сколько он сделал, — отмечает помощник генерального директора по труду и зарплате Сергей Толстоногов

На МТЗ — крупнейшее в стране литейное производство.

Плюс к зарплате

Нужно вспомнить и про крепкий социальный пакет — если не главную, то весомую причину для выбора Минского тракторного завода основным местом работы и получения дохода. 

— У МТЗ есть собственный медцентр, где можно обследоваться и пройти лечение, при необходимости оформить больничный лист. Регулярно ездим в наш санаторий «Рудня» на отдых и оздоровление, иногда даже без отрыва от производства. Цена (с учетом скидки) для заводчан приятная (за отдых с лечением в течение 18 дней сотрудники МТЗ платят всего 10 процентов от стоимости путевки. — Прим. ред.). Для детей в летний период работают два оздоровительных лагеря. Несколько раз в год к праздникам получаем 50-рублевые сертификаты, которые можно отоварить в сети нашего комбината общественного питания. И такую же сумму — на банковскую карточку, — перечисляет слесарь механосборочных работ КСТ Артем Каменко.

Но все же лучше любых слов о стабильности и благополучии говорят планы на будущее: в семье Артема Каменко, жена которого, кстати, тоже работает на МТЗ, грядет пополнение. Супруги ждут третьего ребенка. 

Будущее — в людях

Минский тракторный завод находится в процессе создания оптимальной кадровой структуры, где 20 процентов — сотрудники, которым до выхода на пенсию остается три года и меньше, а также работающие пенсионеры, 60 процентов — персонал активного трудоспособного возраста, 20 процентов — молодежь. На сегодня численность молодых людей до 31 года составляет 2,5 тысячи. Всего на МТЗ работает около 16 тысяч человек. 

— Раньше я не видела такого большого предприятия. Мне понравился завод, узнала здесь много нового, того, что не преподавали в колледже. Еще моя практика оплачивается — таким могут похвастаться далеко не все мои сокурсники, — делится впечатлениями монтажник санитарно-технических систем и оборудования Дарья Евдокимова. Между прочим, единственная девушка-сантехник на МТЗ. Она пришла на практику в теплосиловой цех, получила распределение и после выпускного будет тут работать. 

Единственная на МТЗ девушка-сантехник Дарья Евдокимова.

Еще один стопроцентный способ проявить интерес к заводу у молодежи — организация работы студенческих отрядов. 1 июля на МТЗ прибудут 110 студотрядовцев из ссузов и вузов. Они отправятся на работу в КСТ, цех малых серий, механические и механосборочный цехи. Поработают, получат зарплату, присмотрятся к предприятию. И, высока вероятность, вернутся на работу.

К слову, уже третий год подряд Минский тракторный завод бьет рекорды по приему молодых специалистов — в 2022-м готовится взять 490 человек. За последние пять лет завод увеличил набор почти вдвое: в 2018-м приняли 252 человека, в 2019-м — 307, в 2020-м — 358, в прошлом — 378.

BELARUS TRACTORS

О том, что Минский тракторный завод смело смотрит в будущее, говорит и новый фирменный стиль, который предприятие представило в мае накануне своего 76-летия. На смену BELARUS Minsk Tractor Works пришел BELARUS TRACTORS. 

BELARUS будущего.

— Едва ли в истории можно найти всемирно известный бренд, которому выпала честь носить имя страны. Нам выпала, и мы носим его с гордостью, — подчеркивает пресс-секретарь ОАО «МТЗ» Юлия Дыленок. — Как назвали в свое время первый колесный пропашной трактор «Беларусь», так, по сути, он и именуется до сих пор. Да, были варианты: «Беларус», BELARUS, часто наши тракторы называют МТЗ, что приводит к путанице. Предыдущий вариант названия бренда — BELARUS Minsk Tractor Works — это попытка подчеркнуть то, что сделали наши люди, заводчане: сначала они создали завод, а потом и трактор, по которому нашу страну знают во всем мире. На пяти континентах возделывают землю белорусским трактором! И вот это словосочетание «белорусский трактор» стало именем нарицательным, как итальянская пицца или швейцарские часы. Просто повезло, что так исторически сложилось и нам осталось всего ничего — закрепить это в названии бренда, огранить наш алмаз, чтобы бриллиант BELARUS TRACTORS заиграл новыми красками и стал еще прочнее. 

По словам начальника отдела дизайна Андрея Заболотного, визуальные изменения являются показателем зрелости бренда — пришло время для нового языка коммуникаций с партнерами: 

— Обновленный стиль призван наглядно продемонстрировать трансформацию подхода к производству техники и ведению бизнеса в целом. В дизайнерском видении отражен баланс соотношения «цена — качество», честность производителя по отношению к потребителю. 

Сила и мощь МТЗ. Водители-испытатели Дмитрий Василец, Виктор Бобко, Виктор Петрикевич и тракторы BELARUS.

И вряд ли кто-то поспорит: МТЗ выпускает по-настоящему народный трактор — понятный, удобный, надежный, востребованный. А все потому, что на предприятии как нигде понимают, насколько это непросто и затратно — работать на земле. Но пока это единственный верный способ быть в безопасности. Продовольственной безопасности. Для начала накормив себя, свою семью и свою страну, а после и всю планету.

КСТАТИ

Объем производства увеличивают не только Минский тракторный завод, но и другие предприятия «МТЗ-ХОЛДИНГ». Так, в январе — апреле темп роста на Бобруйском заводе тракторных деталей и агрегатов составил 131,1 процента, на Витебском заводе тракторных запасных частей — 101,4, на Сморгонском агрегатном заводе — 106,7, на Мозырском машиностроительном заводе — 138,1, на Минском заводе шестерен — 105,2, Хойникском заводе гидроаппаратуры — 100,1, на Наровлянском заводе гидроаппаратуры — 108,8, на Лепельском ремонтно-механическом заводе — 101, на Оршанском инструментальном заводе — 161,4 процента по сравнению с январем — апрелем 2022 года. Чистую прибыль имели все компании. Средняя заработная плата по холдингу по итогам четырех месяцев сложилась на уровне 1,8 тысячи рублей.

Юлия ОГНЕВА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter