Деревянные башни над Припятью

Жизнь порой придумывает истории, которые не пришли бы в голову человеку, даже наделенному очень яркой фантазией. Во всяком случае, белорусские писатели и кинематографисты могут не жаловаться на отсутствие сюжетов — достаточно просто проехаться по нашим старинным городам. История Мозырского замка — ныне единственного деревянного замка на территории Беларуси и России, могла бы лечь в основу захватывающего исторического блокбастера, убежден заместитель председателя Мозырского городского общественного объединения охраны памятников истории и культуры Александр Бобр.

Вечный город
Мозырь — город загадок, и каждые новые раскопки здесь дают археологам новую пищу для размышлений и споров. Дело в том, что именно Мозырь является едва ли не древнейшим поселением на территории нынешней Беларуси. В городе были найдены аж пять старинных городищ, причем самое старое — возрастом 4 тысячи лет, то есть относится к бронзовому веку. И если знаменитое городище в Юровичах — это всего лишь стоянка первобытных людей, то из Мозыря люди, однажды поселившись, уже не уходили. Именно здесь позднее пролег один из самых оживленных торговых путей Киевской Руси — из “варяг в греки”, ведь полноводная судоходная Припять к тому же еще и течет в широтном направлении. К слову, единственную на просторах бывшего СССР целую амфору киевского производства, относящуюся к XII столетию, нашли именно в мозырской земле. Амфор таких в музеях предостаточно, только все они составлены реставраторами из черепков. А мозырская — хоть сейчас в нее воду наливай. Правда, и ее не пощадило время: в годы гражданской войны шальная пуля из трехлинейки, уйдя в землю на полтора метра, пробила ее бок.
Загадкой для историков до сих пор является даже происхождение названия этого удивительного города. Некоторые исследователи возводят его к древнескандинавскому слову “мосыр” — “сырость”, здесь ведь от века были болота. Другие считают, что имя “Мозырь” — от скандинавского же “масур”, клён. Действительно, и сегодня город окружен вековыми кленами, которые осенью окрашивают улицы в колдовские цвета. Иные исследователи говорят, что этимологию названия древнего поселения надо возводить к тюркскому слову “мусар”, то есть оживленное место, куда во время “полюдья” сносилась дань князю.
Никогда Мозырь не был в частных руках, всегда принадлежал только короне. А в 1577 году богатейший, процветающий город получил магдебургское право, право на самоуправление.
 Стратегическое значение Мозыря трудно было переоценить — благодаря своему положению город первым встречал врагов сначала Великого княжества Литовского, а после и Речи Посполитой. Не случайно Мозырь, единственный из белорусских городов, имеет в своем гербе орла, символ королевской власти Речи Посполитой. Половинка орла есть только у Несвижа. Разумеется, город испокон веков был сильно укреплен. Сначала это были так называемые парканные укрепления — ров, вал, частокол. А в 1543 году началось возведение знаменитого Мозырского замка, вписавшего яркую и трагическую страницу в историю белорусских земель. Замок был построен и укреплен по последнему на тот момент слову военной оборонительной техники. Его стены были сложены из мореного дуба, который, как известно, не брала не только мушкетная пуля, но даже и не всякое пушечное ядро. Впоследствии именно отсюда, из припятских пойм, Петр Первый будет брать мореный дуб на обшивку своих кораблей. Как и мачтовый лес: документально подтверждено, что на мачты для российского флота царь-реформатор использовал стройные корабельные сосны из так называемого Низкого леса — этот удивительной красоты сосновый лес и сегодня зеленеет близ Мозыря...
Башни Мозырского замка 25-метровой высоты были еще и обмазаны глиной, чтобы у неприятеля не было возможности их поджечь. Зимой валы замка заливались водой и становились скользкими. А когда подходил враг — еще и ощетинивались заостренными кольями...
Замок у реки
И все же замок был сожжен в 1649 году, в конце января. В ту пору в Украине поднял восстание Богдан Хмельницкий, и лихого атамана поддержали расположенные вдоль Припяти белорусские полесские города — Пинск, Туров, Мозырь. Эти города стали военными базами казачьего мятежного войска — здесь казаки запасались провиантом и пополняли свои отряды рекрутами. Как говорят летописи, в Мозыре стоял казачий отряд под командованием полковника Михненко, когда его осадил гетман литовский Януш Радзивилл, который планировал взять припятские мятежные города, потом вместе с украинским гетманом окружить Богдановы военные силы и разбить их.
Начиная военную кампанию, гетман литовский не предполагал, что горожане будут так отчаянно сопротивляться, а его потери будут настолько значительными. К тому времени Радзивилл взял Пинск и Туров, правда, многие туровчане вместе с казаками успели отойти под защиту стен Мозырского замка. Штурмовать укрепленный замок, да еще с такой огневой мощью (на стенах были установлены 10 больших и 10 средних пушек, да еще 50 малых — “гаковниц”) князь не стал, а выслал к мозырянам гонца с предложением сдаться — обещал сохранить горожанам жизнь и имущество. Но мозыряне не пожелали выдать казаков на расправу, а может, не очень поверили Радзивиллу, зная о жестоких расправах в Пинске и Турове. Так или иначе, но гонец был закован в цепи и брошен в подвал замка, а защитники крепости стали готовиться к штурму.
— Во время раскопок, — рассказывает Александр Бобр, — был найден обезглавленный скелет человека, который, как установила экспертиза, был убит как раз в те времена. Может быть, это и был гонец. А возможно, это был казачий полковник Михненко. Как свидетельствует хронист Януша Радзивилла, бой был страшным, а потери с обеих сторон — огромными. Когда замок пал, оставшиеся в живых его защитники, чтобы не попасть в плен, бросились в припятские полыньи. Командир казачьего отряда попал в плен к Радзивиллу раненым, и князь жестоко расправился с ним.
По приказу Радзивилла Мозырь был разграблен, а замок сожжен дотла. Горел он несколько дней и с тех пор на протяжении многих веков не восстанавливался.
Второе рождение
Своим возрождением Мозырский замок обязан нашим современникам, влюбленным в свой край и его историю. А идея его восстановления родилась у сотрудников Мозырского дворца культуры еще в 1977 году — у ее истоков как раз и стоял мой собеседник. Было составлено письмо на имя председателя райисполкома, начались раскопки, которые остановила чернобыльская беда: с 1986 года по 2000-й всякая работа на земле здесь была запрещена. И вот в 2005 году, в год 850-летнего юбилея Мозыря, над городом, на крутобоком холме, снова гордо подняли головы деревянные башни. Как когда-то их далекие предки, мозыряне вновь построили замок — всем миром. Выходили на субботники школами и предприятиями, охотно жертвовали средства. По нынешним меркам, замок обошелся городу недорого — в миллиард рублей. Построен он не из дуба, а из местной сосны, а в добровольных рабочих руках недостатка не было. Возведены деревянные стены и башни были всего за четыре месяца!
— Мы не стали воспроизводить тот замок, который сгорел, — поясняет Александр Бобр. — Дело в том, что внешне он выглядел довольно устрашающе, да и мореный дуб на сегодняшний день стоит, как золото. Современный Мозырский замок воспроизводит те парканные укрепления, которые были здесь до начала строительства крепости, сожженной Радзивиллом. Причем воспроизводит не в точности — мы не ставили себе такой задачи. Это стилизация, в частности, мы добавили стену со стороны Припяти, ее там раньше не было, допустили еще некоторые неточности в угоду эстетике и удобству. Ведь здесь теперь проходят праздники города, другие общегородские мероприятия. Главную свою задачу, как мне кажется, наш замок выполняет — привлекает внимание мозырян к истории их родного города, напоминает о том, откуда наши корни.
Взглянуть на Мозырский замок приезжают не только из всех уголков Беларуси. Из России, Украины, Польши, Германии, даже из далекой Японии приезжают в Мозырь туристы, чтобы услышать на каменной брусчатке замка над Припятью шаги истории...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter