Деревьям «Смирно!» не прикажешь

Крупский военный лесхоз ищет наиболее эффективные способы хозяйствования и обеспечения сомоокупаемости.

С традиционными мерками к Крупскому военному лесхозу подходить нельзя. Его угодья разбросаны по нескольким районам Минской, Могилевской и Витебской областей, а расстояние между крайними массивами достигает 450 километров.

Предписанные ему функции тоже несколько отличаются от тех, что выполняют гражданские хозяйства. Он создавался как буферная лесная зона вокруг полигонов. А его предназначение — в обеспечении безопасности местного населения, других гражданских лиц при проведении боевой подготовки войск. Ведь на полигонах стреляют настоящими патронами и снарядами.

В повседневной производственной жизни военные лесоводы организуют свое хозяйство по тем же нормативным документам, что и гражданские, – деревьям команду не дашь. Ведут заготовку древесины, рубки ухода, лесовосстановление, даже культивируют новые виды флоры, в наших лесах до сих пор не произраставшие.

— В этом деле мы, без бахвальства, в лидерах, — не сомневается начальник лесхоза Николай Фурсевич. – Уже имеем 5-гектарную плантацию европейской лиственницы, завезли  бархат амурский, карельскую березу…

Окунувшись в любимую тему, Николай Валерьевич увлеченно поведал об особенностях каждого лесного «пришельца», его полезных свойствах. Та же лиственница, например, хорошо приживается, нормально растет. И при этом она — ценнейшее дерево, намного крепче сосны, ели. В Сибири ее считают вечным деревом, срубы стоят сотню и более лет. А можжевельники, бархаты, сосны Тумберга интересны хотя бы уже тем, что создают биологическое разнообразие.

Богаты угодья лесхоза и дичью. Три речки — Бобр, Можа и Еленка — создают обширный треугольник, в котором много заливных и пойменных лугов с густой растительностью. Потому и плотность зверя здесь в 3—4 раза выше, чем в среднем по району.

Не упуская из виду охранные, учетные задачи, коллектив главное внимание сосредоточивает все же на производственных. Два года назад смог перейти на самоокупаемость. При численности около 200 человек и площади лесных земель менее 40 тысяч гектаров в прошлом году заработал прибыли от хозрасчетной деятельности более 700 миллионов рублей. Доход и многие другие сравнительные (из расчета на 1 тысячу га) показатели производственно-экономической деятельности здесь едва ли не в два раза выше, чем в соседних Борисовском опытном и Крупском лесхозах.

За счет чего это удается? Площади спелых лесов в военном лесхозе почти в два раза выше, чем в среднем по лесному хозяйству республики. Следовательно, и лесосечный фонд здесь богаче, хотя много хорошей древесины находится в труднодоступных местах.

Вот этот фонд  и продает лесхоз через Белорусскую универсальную биржу по свободной рыночной цене, получая таким образом доходы на ведение лесного хозяйства, т.е. на бюджетную деятельность. Указ Президента о совершенствовании  лесного комплекса, который вступил в силу с 1 июня,  должен помочь хозяйственникам поправить экономику лесхозов.

«Зарабатывать на каждой операции!» – таково кредо военных лесоводов. А вообще, с точки зрения Николая Фурсевича, действовать нужно так, чтобы уходить от реализации древесины непосредственно в лесу. Товар нужно доставлять клиенту самим, своим транспортом. А поставки по железной дороге выгодны со всех сторон, поскольку расширяют круг покупателей, следовательно, и возможность торговаться. Так здесь и действуют.

В этом механизме есть еще один доходный источник, считает начальник лесхоза, особенно для тех хозяйств, у которых слабый лесосечный фонд. Только государство его почему-то не использует. А ведь имело бы смысл, чтобы балансовую древесину, тонкомер из рубок ухода можно было напрямую поставлять конечному потребителю с зачислением денег на валютный счет (поскольку все поставки идут, как правило, на экспорт).

Древесина от рубок ухода стоит в лесу 30—40 тысяч рублей с НДС за кубический метр,  а цена ей в вагоне – 100—120 тысяч без НДС. Разница, как видим, заметная. Крупская команда лесохозяйственников  рассчитывает, что ее мнение будет услышано.

Министр обороны Леонид Мальцев поставил перед военными лесхозами задачу поднять систему хозяйствования до  европейского уровня. Такого, как, к примеру, в Швеции, Финляндии и т.д. Эта программа уже начинает осуществляться. Причем комплексно. Намечено на новой производственной площадке, которую освободит дислоцирующаяся в п. Крупском воинская часть, наладить глубокую переработку древесины и выпуск готовых столярных изделий. А все отходы переработки леса направить на производство пеллетов – прессованных древесных брикетов. КПД такого топлива очень высокий – сгорает почти все без остатка.

Экспорт тонны пеллетов приносит около 160 евро, а тонна топлива получается из четырех кубометров отходов. К  концу 2008 года в новом цеху будет смонтировано оборудование на миллион евро, и он должен заработать. Период выпуска и реализации полуфабрикатов – доски, пиломатериалов и т.п. – должен остаться в прошлом как низкоэффективный.

Существующая переработка круглого леса тоже совершенствуется. Ежемесячно здесь производится распил на лесоматериалы 1000—1200 кубометров древесины. Примерно 35—40 процентов продукции идет на экспорт, остальное — на внутренний рынок. Ясно, что эффективность экспортной реализации значительно выше. Рентабельность при поставках пиломатериалов за рубеж 40—45 процентов, местным потребителям – 12—17.

До сих пор слабым звеном здесь была сушильная установка. Сейчас этот участок усиливается за счет установки сушилки вместимостью 40  кубических метров. И со временем в реализацию будет идти только сухая доска, которая, естественно, стоит дороже.

Крупский военный лесхоз можно считать пионером внедрения спутниковых систем навигации и геоинформационных систем. Дело в том, что получение сведений о размещении, структуре и биомассе лесных насаждений, тематическое оперативное картографирование ресурсов, выявление ущерба при стихийных бедствиях и т.п. традиционными  способами весьма трудоемко.  А использование космоаэросъемки и спутниковых систем навигации более эффективно и с точки зрения затрат, и по параметрам точности. При поддержке специалистов оборонного  ведомства уже идет освоение новых методик, что, безусловно, скажется на повышении рентабельности хозяйствования.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter