«Деревья сажать нельзя, цветы – можно». Что нужно знать о благоустройстве захоронений?

Завтра – Радуница, а значит многие отправятся на кладбище, чтобы почтить память усопших близких. Правда, такому посещению далеко не всегда сопутствует благоустройство участка захоронения. Такое зрелище можно увидеть на любом кладбище: покосившийся памятник, могила, поросшая бурьяном, но, при этом в цветнике – «свежекупленные» искусственные цветы. Возможно, не все понимают, что содержание в порядке могилы и надгробия – задача не работников кладбища, а родственников?


На Кальварийском кладбище пахнет свежей краской и сырой землей. В преддверии Радуницы люди приводят в порядок могилы близких: красят ограды и скамейки, вырывают сорняки, очищают от пыли и грязи памятники. Многие уже закончили уборку – могилы стоят аккуратные, ухоженные.


34-летняя Ирина спешит к мусорным контейнерам – нужно выбросить пластиковую бутылку и потрепанные искусственные цветы. Сегодня она пришла прибраться на могиле бабушки – сделала прополку, помыла вазочки, поставила свежие цветы:


- Завтра тоже приду - возьму с собой сыновей, буду рассказывать им про свою бабушку. Сегодня – только уборка. И я думаю, делать ее нужно не раз в год, а значительно чаще. Особенно, если есть возможность и живешь недалеко.

Среди приведенных в порядок, ухоженных могил на старинном кладбище встречаются и давно забытые захоронения. Замечаю, что на одном из заросших бурьяном участков мужчина убирает опавшую листву.


- Я не знаю, кто здесь захоронен, - объясняет он. – Рядом лежит моя тетя, как видите, за ее могилой мы ухаживаем. А здесь, наверное, у усопшего уже и родственников не осталось. Расчищал листву на тетином участке, подумал, почему бы не прибрать соседний. Никто ведь не обидится?


Некоторые давние захоронения, которым насчитывается не один десяток лет, выглядят ухоженными – за ними присматривают волонтеры. Администрация кладбища рада добровольцам. В ведении работников кладбища – вывоз мусора, уборка проходов и аллей, но не самих участков. Ведь все, что на них расположено – те же памятники, цветники – собственность того, кто это установил. 


Однако не так давно на заброшенных могилах стали появляться таблички с напоминанием родственникам о том, что захоронение нужно благоустроить. На это отводится конкретный срок. После его истечения наведением порядка на участке займется спецорганизация. С  чем связана эта мера? И что нужно знать об уходе за захоронением? Об этом корреспондент sb.by побеседовала с заместителем заведующего кладбищем Кальварийское Тамарой Войтюк.


- В эти дни многие приходят на кладбище, чтобы привести в порядок могилы: убрать мусор, поставить свежие цветы, протереть памятник. Это и есть благоустройство захоронений?

- Нет, это обычная уборка. Благоустройство – это, к примеру, укладка плитки, подголовника, установка памятника, цветника. Хочу подчеркнуть, что благоустройство захоронения должно производиться в пределах специально отведенного для этого участка – например, двухместного, 2х2,30 метра. До 1948 года выделялось 1х2 метра – этого места было достаточно лишь под само захоронение. К 1989 году ввели новые размеры участков. Одиночный – 1,6 х2,3 метра, двойной – 2,20 х 2,30 метра. Тогда он назывался почетное захоронение. Годы шли, и все менялось. С 1997 года было уменьшено одиночное захоронение, изменены размеры проходов. Суть в том, что человек должен производить благоустройство четко по тем размерам, которые определены на год производства захоронения. Чтобы получить эту информацию, нужно прийти в администрацию кладбища – мы посмотрим информацию по компьютеру и вместе с обратившимся пройдем к месту захоронения, все объясним и покажем. 


- На заброшенных захоронениях появились таблички с призывом к родственникам привести надгробия в порядок. На это отводится два года. С чем это связано?

- Новый закон, вышедший в 2015 году, определил, что спецпредприятия в течение двух лет должны произвести инвентаризацию всех кладбищ на предмет заброшенных захоронений, самовольных захоронений и так далее. Для проведения этой процедуры была создана комиссия при Мингорисполкоме. Первая инвентаризация прошла на Военном кладбище в 2015 году, в прошлом году – еще на 14 кладбищах Минска. Комиссия определяет – если захоронение ветхое, заброшенное, безымянное или пришедшее в негодность, на нем размещается табличка с напоминанием родственникам или гражданам, которые ухаживают за данным захоронением, о том, что если они не приведут его в порядок в течение двух лет, то спецорганизация имеет право самостоятельно демонтировать разрушенное или ветхое сооружение и навести порядок


- Что это подразумевает?

- Ни одно захоронение сноситься или переноситься не будет – речь идет только о благоустройстве.  Мы будем ставить идентификационный знак в виде подголовника - по образцу инвентаризации и благоустройства кладбища Крупцы. Если известны имя, фамилия, отчество, дата рождения и смерти погребенного, то эти сведения будут выгравированы на идентификационном знаке. Если этих данных нет, то подголовник будет без надписи.


- Вернемся к предстоящей Радунице. Вовсю идет торговля искусственными цветами. И не нужно быть особо наблюдательным, чтобы понять – спросом этот товар пользуется. Тем временем, экологи бьют тревогу: переработке всевозможные пластмассовые розы, тюльпаны и гвоздики не поддаются, а, оказавшись на свалке, могут выделять токсичные вещества. Как решить эту проблему?

- Человек вправе сам решать, как облагородить захоронение. Большинство тех, кто ухаживает за могилами, стараются делать так, как им удобнее – чтобы уборочных работ было по минимуму. Поэтому и покупают искусственные цветы. Это их выбор. Конечно, в связи с экологическим аспектом, наше мнение – лучше высаживать живые цветы. Это не запрещено. Можно делать даже живую изгородь, но за нею нужно ухаживать, регулярно подстригать. Единственное, что нельзя – сажать деревья, которые могут достичь высоты свыше одного метра. Со временем они приносят много беды – корнями выворачивают памятники.


- Не всегда удобно нести на кладбище хозяйственный инвентарь для уборки захоронения. Да и горожанам он особо не нужен. Можно ли взять напрокат?

- Конечно, уборочный инвентарь можно взять на любом кладбище Минска. Одна единица стоит 1,50, две единицы – 2 рубля, три и более – 2,5 рубля. В наличии есть все, что может понадобиться – всевозможные лопаты, грабли, метлы, ведра. Четкого времени аренды нет: убрали - принесли. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter