Закрытие деревенских школ - мера непопулярная, но необходимая

Деревня убивает деревню

Почти наверняка с 1 сентября 2016 года дорога к знаниям для 10 школьников из Витебского района пойдет по новому маршруту. Вместо приветственных растяжек у привычной школы «Добро пожаловать в страну знаний!» учеников будет ждать автобус. К новым условиям придется привыкать и 7 дошколятам. Решением районного исполнительного комитета учреждение образования «Сущевская детский сад — начальная школа Витебского района» подлежит закрытию. Дело фактически решенное. Осталось утрясти бумажные моменты.


Это решение жители Сущево восприняли, естественно, без энтузиазма. «Сначала был закрыт сад. Затем проведена реорганизация средней школы в школу–сад. А теперь и ее хотят закрыть, — под озабоченным письмом в редакцию подписались 30 жителей деревни. — Создается впечатление, что наш населенный пункт просто хотят побыстрее ликвидировать. Ведь за закрытием школы встанет вопрос закрытия клуба, потом магазина... А как же государственная социальная политика, ориентированная на нужды населения, сохранение рабочих мест, возрождение села? Или в нашем районе другая политика?»

Вот именно с этого места и не хотелось бы, да придется подробнее. Только чур без эмоций. Сущевская школа–сад уже давно и безнадежно перестала поспевать за новыми технологиями, без которых образовательный процесс в ней фактически превратился в учебу ради учебы. И как бы ни старались учителя, дотянуть школьника до соответствующего уровня не получится. И уж тем более дать углубленные знания, гарантирующие поступление в учебные заведения высшей ступени. Разве что полностью обновить учебно–материальную базу. Но это равносильно тому что вбухать огромные средства в «рыдван», который все равно далеко не уедет. Смотрите: количество школьников в Сущево каждый год сокращается на треть. Сейчас уроки посещают 10 учеников. В классах — по 1 — 3 человека. Педсостав — 8 учителей. Фактически индивидуальное обучение, расходы за которое ложатся бременем на районный бюджет. А именно: 110 миллионов в год за каждого ребенка. Это на старых–то «деталях». Без факультативов и занятий по интересам. Голый образовательный процесс. Альтернатива, которую предлагают сущевским родителям: организованный подвоз детей в школу агрогородка Бабиничи, где, помимо учебных классов, есть кабинет информационных технологий и вычислительной техники, библиотека, два музея, мастерская, спортивный и тренажерный залы, работает учитель–дефектолог. Такой шаг позволит местному бюджету каждые полгода экономить больше полумиллиарда рублей! Которые, в свою очередь, планируется не распылять по району, удерживая на плаву тонущие обители знаний, а сконцентрировать на укреплении и развитии крепких школ, готовых взять под свою опеку мальчишек и девчонок из окрестных деревень.

Предвижу возражение кого–то из сущевских родителей. Мол, за деньгами человека и не заметили. Заметили! Потому и «тянули» с закрытием школы до последнего. И решились на этот, как принято говорить, «непопулярный шаг» от безысходности. Повторяя, будьте уверены, как Отче наш основные постулаты государственной политики в деле возрождения села. Но, если разобраться, не закрытие школы ударит по Сущево (в общем–то вместо названия этой деревни можно поставить любое другое, где пережили или еще только предстоит пережить ликвидацию точки социального значения). Это деревня как таковая ударила по своим объектам культуры и быта. В школе некого стало учить, в клубе некому стало танцевать, в библиотеке один посетитель в неделю, в магазине один покупатель за весь рабочий день... Едва ли 4 первоклашки и один третьеклассник Сущевской школы в корне изменят ситуацию...

Есть один немаловажный факт, который в пылу эмоций частенько не берется в расчет. В середине 1980–х годов система образования БССР насчитывала более 6 тысяч общеобразовательных школ. К 1995 году их количество уменьшилось почти на полторы тысячи. И произошло это фактически за первую пятилетку 1990–х, когда начались массовый исход сельчан в города и резкое падение рождаемости. Еще примерно в полутора тысячах школ последний звонок отзвучал в течение последних 20 лет. Не потому, что сельчане перестали уезжать из деревни. А потому, что всеми доступными способами, от поддержания убыточных магазинов до организации фактически индивидуального обучения в школе, страна пытается вернуть деревне былую привлекательность. Иногда усилия приносят плоды. Иногда усилия не приносят результата. И тогда приходится принимать решения. В том числе и «непопулярные»...

mohor@sb.by

Советская Белоруссия № 104 (24986). Пятница, 3 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter