Где сохраняют прописные истины

Деревня спасет мир

Есть такие законы жизни человеческого общества, которые нигде не записаны, нигде не напечатаны, нигде не закреплены. Наверное, потому что они всегда передавались из уст в уста от деда к внуку, от настоящего к будущему. За их нарушение вы не получите штраф, а ваша свобода не будет ограничена. И тем не менее переступить их — это преступление… против себя в первую очередь. Моя мама называет эти законы прописными истинами. То ли прописаны они тщательно и выверенно, как первые буквы у прилежного ученика, то ли прописывать их вовсе ни к чему — и так все знают. Да так знают, да так свыклись, да так затерли до дыр, что со спокойной душой засунули в корзину для ветоши, на случай необходимости подтереть разлитое молоко на кухне. Вишни-то съели, а косточки не посадили…


Мои дети обожают читать. Они читают жадно, стремительно, много, нося книги повсюду и раскрывая их в самых неожиданных, а порой и укромных местах. То на сеновале, то на крыше сарая, а то и на стуле в чистом поле под гогот гусей. Случается, что даже приходится отбирать у них книгу, когда погружение в волшебный мир фантазий мешает услышать родительский наказ. Обижаются, топают ногами, но уши сразу раскрываются… Особое удовольствие им доставляет читать нам вслух особо полюбившиеся отрывки из книг. «Мама, папа, дайте я вам почитаю!» — это недвусмысленный сигнал, что пора отложить взрослые дела и повернуться к своему ребенку лицом, так же широко раскрыв свои порядком потрепанные уши.

Последний раз сын читал нам осетинскую сказку про двух джигитов, двух друзей с разными жизненными ценностями. Один считал за счастье иметь 100 друзей, а другой — 100 лошадей. Они пошли странствовать по свету вдогонку за счастьем — каждый за своим. Догнали, привезли домой большой табун и большую дружбу — и вскоре жизнь подарила им отличную возможность испытать на прочность свой выбор. Всех лошадей у одного из джигитов угнали разбойники, и он остался ни с чем. А второй джигит, решив проверить свою стократную дружбу, кинул клич своим друзьям о беде, и каждый из них помог чем мог: скотом, зерном, утварью. Мораль ясна и понятна, сотни раз съедена и проглочена, может, поэтому в нашей жизни от нее мало что осталось…

В городских буднях современного человека почти нет места для дружбы. Нет, мы, конечно, можем сходить с коллегой на кофе, распалиться в жарком споре в какой-нибудь соцсетке или отправиться в модный клуб на день рождения подружки. Но я не об этом, я про дружбу, проверенную временем и бедой, и взаимовыручку, когда плечо чувствует плечо.

Каждый горожанин сегодня живет в своем мирке повышенной комфортности с горячей водой, отдельным санузлом и центральным отоплением. И в погоне за средствами к существованию с утра до вечера озабочен миллионами дел, которые выматывают его, делают подозрительным и циничным. Болтая ни о чем по видеосвязи и шлепая по клавишам, мы все реже приходим друг к другу в гости и засиживаемся в душевных беседах допоздна на кухне. А попросить соседа о помощи или одолжить у него пару морковок для супа считаем чем-то зазорным и неприличным. Мне особенно это стало видно после переезда в новый современный микрорайон, сплошь заселенный айтишниками и менеджерами средней руки. Когда я обращалась к новым соседям с какой-нибудь мелкой просьбой, они делали круглые глаза: «А что, так еще можно?», но потом, как очнувшись, с улыбкой шли навстречу. 

Здесь можно с умным видом порассуждать о том, что времена нынче другие: прогрессивные, сытые, удобные, и человек под стать им. Еще несколько месяцев назад я скрепя сердце согласилась бы. Но... 
Прожив это лето в деревне, поняла, что деревня — это другой мир, отличный от городского, и здесь все по-иному. Сплетаясь друг с другом ежедневными заботами, живя бок о бок, зная о каждом его главную подноготную, люди создают одну большую крепкую общину.
Однажды, поехав на разведку в местные леса, мы увязли на лесной дороге по самое машинное брюхо. Благо что рядом была деревня, куда мы и обратились за помощью. Люди из нескольких дворов собрались и отправились с нами в лес. Шли большой гурьбой: и бабы, и мужики, и дети — и обнадеживающе гудели: «Вытолкнем!» Не удалось, но тут кто-то вспомнил про местного егеря, у которого есть трактор. Муж позвонил ему, объяснил суть проблемы. Смеркалось, дети и собака носились, радуясь нежданному приключению. Егерь был на месте через 10 минут со всем необходимым и легко, как пушинку, вытянул нашего бегемота из болота. В ответ на обычный городской вопрос: «Что мы вам должны?» — он улыбнулся и сказал:

— Спасибо скажите…

Назавтра мы приехали к нему с виноградным соком и домашним хлебом. Добродушный человек снова широко улыбнулся: 

— Обращайтесь еще…

И обратимся, и он обратится к нам при необходимости. 
Здесь никто не останется с бедой один на один, как в городе, где вокруг тебя сотни чужих безымянных прохожих. 
И когда я слышу пренебрежительный городской вой о неумытой и недалекой «деревенщине», пахнущей сжатым колосом, я смеюсь в голос. Деревня — это место, где еще есть законы жизни, растерявшиеся в городских дебрях. Ее красота спасет мир… Горжусь тем, что в нашей стране это понимают как нигде…
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter