Теперь ближе ФАП, сельсовет и райисполком: мы побывали в деревне, которая скоро сменит район прописки

Деревня по новому адресу

На карте страны перемены видны невооруженным глазом. С 1 декабря этого года обновится прорисовка границ сразу нескольких областей — Брестской, Гродненской и Минской. Президентский Указ № 104 уточнил их контуры. «Просто мы увидели, что примерно 30 — 40 процентов протяженности границы отдельных районов на местности сложноопознаваемые. Это связано с тем, что со временем некоторые территории зарастали лесами, где-то изменялись русла рек, появились дороги», — так объяснил причину нововведений глава Госкомимущества Андрей Гаев. В основном работы геодезистов и картографов коснулись более четкой прорисовки рельефов. Но, как часто в таких случаях бывает, без смены адресов дело не обошлось. Единственная деревушка, жители которой вот-вот сменят прописку, называется Корытница — ее скоро вычеркнут из списка населенных пунктов Лидского района и припишут к Дятловскому. В гости к сельчанам отправилась корреспондент «Р».

Без моста и жизнь не та

Перемены еще не произошли. И пока жители Корытницы, единственной деревни Лидского района, расположенной на левом берегу Немана, вынуждены кружить десятки километров по объездным дорогам, чтобы доехать до сельсовета в агрогородок Белица. Еще несколько лет назад связь с «большой землей» держалась на хлипком деревянном мостике, но в 2016-м его смыло во время весеннего ледохода. На восстановление денег нет. 

Вместе с председателем Белицкого сельсовета Сергеем Кулешем мы делаем большой круг. От Белицы до Корытницы — 47 километров. Полчаса — по асфальту, 20 минут — по гравийке. И вот он, указатель. 

— У нас такого добра хватает, — кивает глава сельсовета на покосившиеся избушки. — Работаем. Продаем с аукциона. Но не берут. 

На одном из подворий женщина возится в палисаднике. Напрашиваемся в гости. Завидев фотоаппарат, пенсионерка бежит в дом, чтобы сбросить старую меховую жилетку и надеть розовую курточку. Возвращается уже без платка. 

Мария САМСУН вспоминает, как бегала в школу, которая была на другом берегу Немана.

Мария Самсун родом из Корытницы. Приехала в родительский дом, который использует под дачу. Таких, как она, дачников здесь все больше. Коренных жителей осталось немного. 

— Давным-давно больше 250 дворов в деревне было, — вспоминает Мария Николаевна. — Вместе с соседними Красочками почти 500 насчитывалось. Все было: ферма, пилорама, электростанция, мельница, конюшня. Но, главное, был мост. Долгое время пользовались понтонным, который возвели военные. Основной же переправой был паром. И на лодках перевозили. Школа была на том берегу, в Мотевичах. Зимой, бывало, нас оставляли в пришкольном интернате. Но когда лед становился безопасным, мы бегали домой.

Понедельник, четверг, суббота — дни, когда в деревню приезжает автолавка. Без продуктов жители не сидят. Обслуживанием довольны. Тем временем к редакционной машине постепенно подтягиваются местные жители. 72-летняя Мария Каминская жалуется на не слишком удобное транспорное сообщение:

— Раней як было? Вазілі на пароме сельхозпрадукцыю, кароў. Техника через мост шла. Многа гадоў рабіла даяркай в колхозе. Такая цяжкая работа. Зараз хварэю моцна, а автобус только два раза в неделю ходзiць. 

— Скоро положат асфальт, — информирует председатель. — Тогда, может, и рейсов добавят. 

— А што, ложуть ужо да нас? — удивляется коренная жительница. 

— От Дятлова строят дорогу до агрогородка Орля, — выкладывает новость Сергей Станиславович. — В ближайшем будущем она уже готова будет. 

Мария КАМИНСКАЯ переживает: никак не могла выбраться за помощью в райсобес. Теперь после преобразований местная власть станет намного ближе к ней.

Не против сменить прописку

В общем, жители Корытницы в один голос твердят, что так и не смогли приспособиться к жизни без моста. Поэтому председатель Белицкого сельисполкома Сергей Кулеш в какой-то мере только рад, что деревушка уходит в другой район. 

— Географически и экономически для этого населенного пункта будет выгоднее быть в составе соседнего района. До Белицы людям надо добираться дольше, чем в ближайший сельсовет Дятловского района в селе Поречье. Он находится всего в 10 километрах от деревни. До нового райцентра Дятлова — 23 километра. Там есть все необходимое: районная больница со специалистами узкого профиля, поликлиника, магазины. По последним данным, в Корытнице зарегистрированы 34 человека, из которых только семь — трудоспособного возраста. Остальные — старики. В свое время мы приезжали, беседовали с сельчанами. Большинство из них сменить прописку не возражают. 

— А как же мост?

— Пришел сюда работать в 2016 году. Моста уже не было. Решили, что использование его для сельскохозяйственных нужд экономически невыгодно. Неман — это вам не маленький ручеек. Конструкция должна быть надежной. Конечно, очень жаль, что с предыдущей переправой так получилось. Но что такое деревянный мостик для такой реки? 

Есть вокруг деревни Корытница около 100 га естественных луговых угодий и 50 га пахотных земель. КСУП «Песковцы» Лидского района не использует их по той же причине, по которой не восстанавливают мост. Нецелесообразно. Транспортные расходы перекрывают всю выгоду от реализации выращенной продукции. Сейчас прорабатывается вопрос передачи этих земель для ведения фермерского хозяйства. Фермер планирует разводить скот и выращивать сельхозпродукцию. Если все задуманное получится, то, возможно, и деревня начнет постепенно возрождаться. 

Милости просим 

По большому счету, Корытницу уже сейчас обслуживают торговые работники, медики, газовики, почтальоны из Дятловского района. Многие давно привыкли, что Лида вне зоны доступа. 

На обратном пути едем по другому кругу. Проезжаем знак «Дятловский район». И, конечно, заезжаем в агрогородок Хвеневичи Поречского сельсовета, где готовятся принять лидскую деревню. Управделами сельисполкома Наталья Бакшук уже привыкла к «укрупнениям»:

— Численность населения в деревнях уменьшается. Постепенно объединены в один целых три сельсовета. Поэтому нам к административным процедурам такого толка не привыкать. Считаю логичным, что деревня Корытница должна находиться на территории Дятловского района. Она ведь совсем рядом. Зрительно большую часть жителей знаем. Они приезжают к нам в амбулаторию. Окна напротив. Поэтому вижу, как идут на прием к нашим врачам. В сельсовете даже хранятся хозяйственные книги деревень Корытница и Красочки за 1944 год. Каковы наши действия? Примем базу данных по населению. И все. Ну, поменяем штампы регистрации. Согласитесь, 34 человека — это немного. Жилых домов в деревне всего 22. Но вот незаселенных будет много. Плюс к нашим 17 добавятся еще два сельских кладбища. 

Из деревни Корытница уезжала со смешанным чувством. По всему видно: населенный пункт пустеет. И никакой мост, связывающий его с более перспективной деревней на другом берегу, уже этот процесс не остановит. Но места-то здесь какие! Леса настоящие, пущанские, где летом полным-полно ягод и грибов. Вдруг после смены прописки здесь появятся новые новоселы? Будем на то надеяться.

kondratsieva@sb.by

Фото автора.

 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter