Фестиваль "Рейтан" в последний раз пройдет под крышей "Даху"

Деревня Грушевка меняет формат

Буквально накануне открытия организаторы фестиваля «Рейтан» узнали, что придется искать другое место для своего большого события. Ничего личного — в арт–пространстве по адресу, напечатанному на афишах, возникли технические проблемы. Тем не менее «Рейтан» состоится. Не сегодня, весной. Как и планировалось изначально, на трех больших сценах, с подарками всем гостям и участникам, будет шумным и резонансным. Слишком многих людей он объединил, стал уже не просто местом встречи, а точкой отсчета для десятков творческих проектов и реальных дел. Новые сцены должны найтись в самое ближайшее время, заверяет куратор фестиваля Змитер Юркевич. Но уточняет, что это будет последний фестиваль. Последний под крышей «Даху».

Так усадьба Рейтанов выглядит сегодня

  Следующий «Рейтан» пройдет уже сам по себе, станет отдельным художественно–историческим форумом. «Дах» будет возвращаться к экспериментальному искусству, с которого начинался еще в берлинском «Тахелесе». А усадебно–парковый комплекс Рейтанов в Грушевке обещает стать серьезным конкурентом музейной резиденции Радзивиллов в Несвиже.

До 2011 года Алесь Родин и Змитер Юркевич приезжали в Минск скорее как гости, привозили сюда из Берлина свободолюбие легендарного кунстхауса, устраивая большую движуху вместе с близкими по духу художниками, музыкантами, литераторами и другими создателями свежих образов и идей. И возвращались обратно в «Тахелес» с обещанием провести новый «Дах», еще альтернативнее предыдущего. Пока на их вполне наезженной дороге не появилась полуразрушенная усадьба в Ляховичском районе, которую они решили спасти. Не ради материальной выгоды или каких–то бонусов. Для себя и всех, кто родился тут, в Беларуси.

Усадьба Рейтанов в Грушевке. Рисунок Наполеона Орды

Связь крови и времен

Как доехать до Грушевки, сегодня знают далеко не одни лишь аборигены. Фестивали, пленэры, научные конференции и субботники, которые проводит здесь «Арт–суполка iмя Тадэвуша Рэйтана», с каждым годом собирают все больше гостей. И новый «Рейтан», хотя еще хранит память про «Дах» на своих афишах, уже насквозь пропитан атмосферой Грушевки. С ее стародавними танцами и играми, рыцарскими поединками, с лирой Алеся Лося и батлейкой от литературного музея Максима Богдановича. На трех фестивальных сценах будет все. От уже известного публике графического арт–проекта Родина и Юркевича и грандиозной работы творческой группы «Неоновая голова» с посвящением Рейтану, которую в разобранном виде привезут из Бреста, до уникальной черной керамики, возрожденной по древним технологиям. От концертов, перформансов и мастер–классов до настольных игр вроде «Полесских археологов».

Такой художественно–исторический фестиваль, рассуждает один из учредителей «Арт–суполкi Рэйтана» Змитер Юркевич, формат не только новый, но и очень перспективный. И тут же для наглядности рисует в своем блокноте родословную героя, в 1773 году оценившего независимость родины выше собственной жизни. Слова «сенсация» Змитер избегает, однако документы, которые удалось найти в архивах, убедительно подтверждают, что под крышей этого феста может развернуться куда более значительный проект с гораздо большим числом исторических имен и событий. Оказывается, Тадеуш Костюшко Тадеушу Рейтану приходился троюродным братом, Игнат Домейко может считаться племянником обоим, а на одной из ветвей их родословного древа значится имя Адама Мицкевича.

Змитер Юркевич

Архивные планы и перспективы

Недавно Юркевич опубликовал результаты своих архивных исследований, опровергающих миф о самоубийстве Тадеуша Рейтана. Чуть раньше ему удалось доказать, что истинная дата рождения героя на полтора года расходится с общепринятой. Сейчас каждая из таких публикаций вызывает жаркие обсуждения, имя Рейтана на слуху, хотя еще каких–то 5 лет назад, вспоминает Змитер, оно было почти забытым. А теперь Евросоюз выделяет Ляховичскому райисполкому деньги на восстановление той самой усадьбы в Грушевке, которая еще недавно выставлялась на продажу. И на родовом погребении Рейтанов скоро появятся две мемориальные плиты, созданные вовсе не по инициативе именного арт–сообщества (хотя, конечно, и не без участия). Вот она — сила искусства! В ближайшие два года будут проведены фасадный ремонт грушевской усадьбы и консервация часовни. Со временем, как надеются художники и местные власти, здесь возникнет музей Тадеуша Рейтана. В одном из зданий вполне можно было бы сделать гостиницу. А в леднике — кафе.

— Кстати, есть еще одна идея, — размышляет Змитер Юркевич. — Прекрасно сохранилось каменное здание спиртохранилища за усадьбой. Кафе можно сделать и там. Вместе с музеем движения за трезвость, которое мощно развернулось на наших землях в середине XIX столетия. Ну это отдельная и очень интересная тема. Раньше считалось, что все началось с Литвы, а в действительности — на Пружанщине. Царским властям, получавшим немалый доход от торговли алкоголем, движение было невыгодно, и с его активистами расправились почти так же жестоко, как и с повстанцами.

Архивных документов, касающихся рода Рейтанов и Грушевки, за эти годы у него накопилось немало. ОАО «Брестреставрация», которое будет заниматься восстановлением родового имения Тадеуша Рейтана, уже приступило к изучению некоторых из старинных планов, сохранивших исторический облик усадебной территории. Активисты арт–сообщества Рейтана предлагают возродить при музее конюшню, парк, сделать Грушевку местом, популярным у художников и туристов, музыкантов и серьезных ученых. Не сомневаясь, что через несколько не очень долгих лет так и будет. Для Ляховичского райисполкома сейчас это одно из важнейших дел. Вот только успеют ли спасти все, что может исчезнуть быстрее, чем появится возможность восстановления?

Ян Матейко. «Тадеуш Рейтан на варшавском сойме 1773 года»

Сорная трава быстро растет

Три года назад ураганом здесь снесло крышу гумна, которое еще до недавнего времени использовалось по назначению, несмотря на свою архитектурную уникальность. Гумну не меньше 130 лет, похожих строений не сохранилось больше нигде в Беларуси. Размер этого целиком деревянного сооружения примерно в половину футбольного поля, здесь вполне хватило бы места и для музея старинной сельхозтехники, и для семинаров с театральными представлениями. Но без крыши оно стремительно разрушается. И пока все, что могут сделать люди, прикипевшие к этому месту, — пропалывать траву, которой зарастают старинные стены. «Мураванку» Тадеуша Рейтана, где, по легенде, он провел свои последние годы, им удалось сберечь до реставрации. Несколько лет с помощью сельсовета и райисполкома волонтеры проводили «летники» и ремонтировали крыши других объектов. Но к гумну без специальной техники им не подобраться. Да и с материалами проблема. И дорога от Ляховичей до Грушевки пока такова, что примириться с ней можно лишь по большой любви к родной истории и искусству. Впрочем, уже по весне здесь снова будет многолюдно. И наверняка кто–то приедет впервые.

cultura@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter