Деревня.by

Бедный мальчик Ванька Жуков! Не узнал дедушка о его страданиях.
Бедный мальчик Ванька Жуков! Не узнал дедушка о его страданиях. А все потому, что не было у его деревни официального сайта с электронным адресом. Сегодня в три белорусских села внуки могут отправлять послания вроде "На деревню дедушке.by". А весь мир может с интересом прочитать о скромных председателях сельских Советов и завмагах, о главной и единственной деревенской улице, в общем, узнать о "живой истории славянской жизни". Именно это я прочла на сайте Нового Сверженя и отправилась к адресатам, чтобы узнать, как живут виртуальные герои в реальном мире.

Рюкзак на плечи

Сами они свою деревню считают пригородом Столбцов. Находиться в четырехкилометровом соседстве удобно и сложно одновременно. Рабочих мест в городе побольше будет. А вот сделать переход из города в деревню плавным переездом в живописные места, а не прыжком в прошлое в последние годы становится все труднее. Когда-то местный лесозавод считался крупнейшим в районе. На нем достойную зарплату получали почти полтысячи человек. Предприятие строило жилье и бесплатно проводило людям газ. Сегодня о былой роскоши напоминают непривычные для сельской местности асфальтированные дороги и две пятиэтажки. Сам завод с трудом обеспечивает работой 150 человек, да и те в поисках большего заработка подумывают, куда податься. О деревообрабатывающем профиле напоминают три недавно образованных коммерческих предприятия, на которые смогли устроиться чуть больше 100 человек.

Грустные мысли покидают, едва сворачиваешь к Неману. Грибов и ягод, широко разрекламированных на сайте, как и лис с дикими кабанами, я, конечно, не увидела, но охотно верю, что все они в здешних местах водятся. А ведь именно это ищут сегодня пресыщенные "золотыми" пляжами иностранцы, да и наши технозамученные горожане! Поэтому прицел на туристическое будущее авторами сельского сайта взят хоть и дальний, но верный. Пока же посетители гостевой странички, в том числе и из Европы, пытаются с его помощью отыскать своих родных. А судеб на этом клочке земли переплетено множество. И каждая ниточка тянется из своей эпохи, вплетаясь безмолвными памятниками, кладбищами и монументами в шестивековую историю Нового Сверженя.

Как вожди сменили императора

После явления в 1500 году в этих местах чудотворной иконы Пресвятой Богородицы "Новосверженская" был воздвигнут Свято-Успенский собор, сохранившийся и по сей день как памятник архитектуры начала XVI века. Как и сказано на сайте, в храме идет ремонт, денег на него не хватает. Чтобы увидеть еще один архитектурный памятник - костел святых апостолов Петра и Павла, датируемый 1588 годом, нужно только выйти за старинные ворота православного собора - и сразу же окажешься у других ворот.

Вот такое красивое соседство. До середины прошлого века здесь же неподалеку располагалась и синагога. В 1944-м ее сожгли. Руины здания из красного кирпича люди до сих пор так и не решились сровнять с землей. Вообще, как утверждают старожилы, до войны чуть ли не 40 процентов местного населения были евреями. Холокост уничтожил почти всех. А вот могилы на старом еврейском кладбище на окраине деревни были варварски разрыты искателями золота не во время войны, а много позже... Так и лежат на склоне среди сосен разбитые надгробия с почти стертыми буквами иврита. Мощный каменный забор вокруг всего кладбища - единственное, что осталось не тронутым ни временем, ни человеком.

- К сожалению, мы можем только поддерживать порядок на этом кладбище, на перезахоронение и создание памятника у нас нет средств, - говорит мой попутчик и экскурсовод Геннадий Владимирович Журид. На сайте он представлен председателем исполкома Новосверженского сельского Совета. В жизни вместе с двумя помощниками приходится быть и нотариусом, и землемером, и коммунальником, и даже порой... милиционером.

- А это "достопримечательности", о которых на сайте не сказано, - указывает председатель отчаянным жестом на дома, больше напоминающие хлева (путешествуя по деревне, я насчитала их с десяток). - Здесь живут люди, которые не нужны никому. Они продали свои квартиры в Минске за бесценок, взамен получили дома на периферии, а теперь беспробудно пьют.

Подъезжаем к старинной рыночной площади и меняем тему. Кое-где даже сохранились остатки булыжной мостовой, но выглядит лобное место совсем по-современному. В центре - памятник вождю пролетариата. Скромных размеров, но все с той же протянутой рукой. Однако особое внимание, по мнению местных жителей, стоит обращать на... постамент, на который его воздвигли. Оказывается, изначально, в 1912 году, композиция задумывалась как памятник воинам, победившим в этих местах французов в 1812 году! При советской власти "пьедестал" пришлось уступить другим героям, сначала Сталину, потом Ленину, и не подозревавшим о Новом Свержене. Зато до наших дней дошли документальные свидетельства того, что по этой земле пылили копытами лошади наполеоновской армии. И они доступны каждому желающему благодаря сайту.

Даешь компьютеризацию деревни!

Впрочем, насчет "каждого желающего" я, кажется, погорячилась. Дело в том, что даже сами новосверженцы в подобный экскурс через Интернет отправиться не могут. Причина очень даже в духе нашего времени - в поселении с двухтысячным населением мало телефонов. Местные жители с нетерпением ожидают открытия новой АТС. У сельского главы телефон, конечно, есть, но знакомился с сайтом он в распечатанном виде.

- Что вы! Я даже за разработку сайта авторам не смог заплатить - нецелевое использование средств. Откуда взяться компьютеру?..

Автор сайта - ветеран МВД, бывший учитель местной школы Анатолий Владимирович Вердыш денег за свои труды не просил, просто таким вот образом выразил любовь к белорусской земле и истории. Он преподавал информатику и всячески пропагандировал компьютерные технологии среди местных жителей. Сейчас Анатолий Владимирович переехал на новое место жительства, оставив о себе добрую и полезную память. Кабинет информатики в местной школе, плотно укомплектованный архаичными "Корветами", мне показывать не стали. Зато пригласили в компьютерный клуб, который открылся в деревне год назад! Один из его владельцев Вячеслав Мышко организовал здесь школьный компьютерный кружок. Больше всего его воспитанникам не терпится "впутаться" во "всемирную паутину".

- Интернет - для нас сейчас главная задача, - констатирует Вячеслав. - Пытались связываться по мобильному телефону - очень дорого. Компьютеризация в нашей деревне опередила телефонизацию.

Клуб - единственное место в деревне, где на мое появление никто не обратил внимания. Игры полностью поглотили мальчишек. Чтобы пообщаться, пришлось ждать, пока закончится оплаченное время.

- Деньги на клуб иногда дают родители, иногда собираю со сдачи на обеды, - признается постоянный клиент Максим Дычко, кстати, житель Столбцов. В Новый Свержень поиграть ездит, потому что дешевле.

А восьмилетний Андрюша Гаврилович тяжело вздыхает, рассказывая, сколько хороших оценок нужно получить, чтобы его отпустили поиграть. Не все родители привыкли к сельской новинке. Все-таки свободное время в деревне стоит дороже игрового часа. Вячеслав рассказал мне о некоторых неписаных правилах своего заведения, которые отличают его от городских

: - В учебное время сюда не попадет ни один школьник. Я хорошо знаю, кто на какой смене учится. Малышам больше часа играть ни за какие деньги не разрешу. Старших ребят стараюсь знакомить с образовательными программами. В дальнейшем им это обязательно пригодится.

Почему пылится Шелдон?

Кроме компьютерной, активно обсуждают в Новом Свержене тему здорового образа жизни. Местная школа даже уклон имеет соответственный - валеологический. Каждое утро начинается с зарядки, все уроки с физкультминутками, а перемены - сплошь "динамические" и проходят по специальным программам. А еще тут фитобар есть.

- Дети, вас что, дома чаем не поят? - спрашиваю у ребятни, которая за чаепитием обсуждает проблему нехватки витаминов. На что второклашки, приглашая к столу, хором отвечают: "Дома чай простой, а тут целебный!" - и перечисляют любимые виды напитка: из настоев рябины, крапивы и самый насыщенный, по их утверждению, витамином С - с шиповником.

В 3 "А", где на партах разложены толстые учебники с яркими картинками "Здоровое сердце", получаю полезный совет о правильном питании. В старших классах эти же проблемы рассматривают "по-взрослому" на семинарах и конференциях.

А я продолжаю обсуждать вопросы здоровья в сельской амбулатории, про которую на сайте сказано коротко и ясно: "Имеется все необходимое оборудование и аптека". Необходимое здесь и правда имеется, но только не все, а кое-что. Зубной врач Елена Владимировна Русак, проработавшая почти 40 лет, сетует на старую "машинку": "Сколько я работаю, столько и она".

Перед отъездом заглядываю в местный универмаг. Татьяна Федоровна Широкова - заведующая, продавец и уборщица в одном лице - скучает среди пустого зала и с сожалением рассказывает, что с упадком лесозавода люди практически ничего, кроме порошка да мыла, не покупают.

- На книжном прилавке уже четвертый месяц пылятся не только Токарева и Шелдон, но и брошюрки из серии "Дачник", - недоумевает она. - Зарплата у большинства населения примерно 70 тысяч, какой уж тут "шоппинг"! - делает Татьяна Федоровна грустный вывод.

На электричку председатель отвозит нас с фотографом на старенькой и проржавевшей "восьмерке". Машина личная. Положенный по штату "Москвич" уже год пылится в ремонте. Сама деревня будто тоже в каком-то ступоре. Вроде люди хорошие и жить изо всех сил стараются, а обстоятельства давят на них сверху, снизу, сбоку, да еще и изнутри подтачивают. И кто знает, может, смелый шаг новосверженцев в информационное настоящее откроет им большое будущее?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter