Где сельчане ремонтируют личные мини-тракторы и автомобили и так ли безупречен гаражный сервис

Деревенское СТО: в мечтах и реалиях

Ремонт машины часто превращается в головную боль для ее собственника. Иногда недобросовестные владельцы сервисов буквально разбирают чужие авто на запчасти. В такую переделку недавно попали жители Бреста и Брестского района. Директор предприятия, которое специализируется на техобслуживании и ремонте автомобилей, после передачи машин и денег за оказание услуги переставал выходить на связь с клиентами. От них он получил более 5 тысяч рублей. Более того, часть чужих авто продал по запчастям. В милиции он пояснил, что деньги заказчиков просаживал в букмекерских конторах. Пока известно о пятерых потерпевших.

Как не попасться на удочку таких «экспертов»? Где сельчане могут отремонтировать личные машины и мини-тракторы и на чем прокалываются автомастерские? «СГ» решила исследовать проблему.


Полгода назад Артем Тропашко из деревни Моторово Пуховичского района купил мини-трактор. Пока он на гарантии, есть возможность вызвать соответствующие службы, которые бесплатно отремонтируют машину. А что дальше? По словам сельчанина, трудностей он не боится.

— Техника устроена просто. Для меня, опытного механизатора, за свой век повидавшего не один трактор, починить что-то не составит труда, — объясняет Артем. — А если что, односельчане-умельцы придут на помощь.

На подворье у Владимира Бычкова из деревни Хизов Кормянского района целых три образца техники: трактор, мини-трактор и мотоблок. Например, МТЗ-82.1 у него с 2010 года. За это время в нем меняли только стартер и подвесной подшипник, больше ничего не ломалось.

— Если нормально обслуживать, менять вовремя масло, смотреть за ним, то ничего страшного не случится, — отмечает Владимир.

Такие импровизированные эстакады можно легко встретить почти повсеместно.

Трудностей с поиском нужных деталей у сельчанина никогда не было. Есть в районе частник, который принимает заказы на нужные детали. У него могут починить трактор те, кто этого не умеет.

Владимир Бычков после школы учился в УПК на тракториста, получил специальность механизатора сельского хозяйства. Отец тоже был механизатором, поэтому Владимир с детства знал, как устроен трактор. А с 1992 года стал главой фермерского хозяйства. Любовь к тракторам никуда не исчезла до сих пор. И он не против поделиться опытом с другими, ведет YouTube-канал, посвященный технике, на нем сейчас более 23 тысяч подписчиков.

Как быть сельчанину со своей легковушкой? Конечно, старые модели зачастую не требуют сложной компьютерной диагностики. Но и гаражного мастера, готового «за бутылку» поковыряться под капотом, может быть мало. И если в областных центрах станции технического обслуживания автомобилей встречаются достаточно часто, то в деревнях вряд ли кто-то осмелится основать мастерскую: открывать СТО в каждом агрогородке частникам пока невыгодно. С другой стороны, в райцентрах конкуренцию им иногда составляют, к примеру, учреждения профтехобразования.

Валерий Пукело, слесарь по ремонту автомобилей СТО при Вилейском государственном колледже.

Сельчане подсказали адрес: СТО при Вилейском государственном колледже. Открылась она в 2011 году, когда подобные учебные заведения озаботились зарабатыванием внебюджетных средств.

— Естественно, на станции работают не дети,
— предупреждает заместитель директора по производственному обучению Юрий Девялтовский. — Студенты, которые учатся на специальности по ремонту автомобилей, приходят сюда в рамках учебного процесса и оказывают минимальные услуги. Но на постоянной основе тут трудятся три профессиональных работника, которые знают матчасть и толк в автомобилях и тракторах. К слову, все они выпускники нашего колледжа.

Без дела мастера не сидят: все три во время нашего разговора занимаются заказами, работа кипит.

— Едут со всего Вилейского района, — рассказывает, копаясь в моторе, слесарь по ремонту автомобилей Сергей Януцевич. — Учитывая, что город у нас небольшой, таких станций раз-два и обчелся. Есть, конечно, и так называемые гаражные специалисты, которые работают подпольно. Они не дают никакой гарантии, арсенал инструментов у них более скудный, чем в профессиональной СТО.

Отремонтировать трактор на селе не проблема. Были бы запчасти.

Мастер рассказывает случай из жизни, который повторялся в разных вариациях. Неопытный автомобилист едет к знакомому в гараж починить свою ласточку, а получает еще больше проблем… Как думаете, куда с ними обратиться владелец машины? Верно, на станцию. И специалистам приходится не только разбираться с поломками, но и исправлять то, что натворил горе-слесарь в гараже. К слову, СТО раз в пять лет проходит сертификацию и имеет соответствующий документ. Одна из ее возможностей — пройти диагностику на современном стенде, который проверяет работу двигателя. Мотор-тестер включает в себя набор приборов для диагностики силовых узлов автомобиля.

НА ЗАМЕТКУ

На чем прокололись?

Как пытаются нажиться на автолюбителях недобросовестные владельцы автосервисов? Об этом можно судить на примере. С начала года Гродненская областная инспекция Госстандарта провела мониторинг 10 диагностических станций, осуществляющих гостехосмотр, и 58 станций технического обслуживания, оказывающих услуги по проведению диагностики, ремонту транспортных средств, а также шиномонтажу. Основные  нарушения — эксплуатация средств измерений, не прошедших государственную поверку, в том числе без утверждения типа. Еще одна проблема — необеспеченность субъектов хозяйствования средствами измерений для выполнения заявленных работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств. Из 486 обревизованных средств измерений без прохождения государственной поверки эксплуатировались 309 единиц: от манометров и балансировочных стендов на станциях технического обслуживания до измерителей светопропускания стекол на диагностических станциях.

По факту выявленных нарушений всем субъектам хозяйствования выдали рекомендации по их исправлению, 33 субъектам хозяйствования — предписания о приостановлении (запрете) оказания услуг с применением 48 средств измерений, не соответствующих требованиям законодательства. За повторно выявленные нарушения, установленные в ходе предыдущего мониторинга,  применили меры ответственности в отношении 15 ответственных лиц.

grudnitskiy@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter