Деревенский детектив

Кредитная история: берешь чужое, отдаешь свое...

Кредитная история: берешь чужое, отдаешь свое...


В деревеньке Ждановичи Дрибинского района едва наберется 10 дворов. Все всё друг о друге знают... Пару лет назад люди стали судачить, что продавец, она же завмаг, Ольга Глушанкова живет явно не по средствам. Ее дети — 30–летняя дочь и 20–летний сын — нигде не работают. У самой 53–летней Ольги Семеновны 123 тысячи рублей зарплата и внук на попечении, а семья явно не бедствует. Купили автомобиль, затеяли ремонт в доме, дочка вся в золоте. Дошла информация и до Дрибинского райпо. В деревушку прибыла ревизор, проверила магазин — все в порядке. Через некоторое время нагрянула в торговую точку другая проверяющая — и опять все сошлось.


Гром грянул!


А в прошлом году Ольга Семеновна вдруг перестала сдавать выручку. Начальство забеспокоилось, стало звонить, оказалось, «дорогу замело». Деньги не поступили в кассу ни через месяц, ни через два — после снегопада «разлилась речка».


Вскоре Ольга Семеновна пропала, магазин не открывала, к телефону не подходила. Дочь сказала, что мама в Минске, в больнице. И решило начальство вскрыть магазин, забрать товар, чтобы не портился. Вошли — и остолбенели: полки оказались почти пустыми, от всех материальных ценностей сохранилась лишь седьмая часть...


Нашли растратчицу в собственном дворе, спрятавшейся в бане. Ни в какую больницу она, разумеется, не ложилась. На вопрос, где деньги, простодушно ответила, что... гасила кредиты. А потом вдруг закричала: «Одна за всех под суд не пойду!»


— Нам быстро удалось установить, что Ольга Глушанкова сдружилась с бухгалтером райпо Валентиной Ходунько, — рассказала мне старший следователь по особо важным делам следственного управления предварительного расследования УВД Могилевского облисполкома Жанна Борисенко. — Но поначалу никто и предположить не мог, что недостача в сельском магазине выльется в 44 уголовных дела с большим числом обвиняемых.


Цена рюмки


Дружить завмаг, говорят, умела — всегда интересовалась здоровьем приятельниц, не скупилась на подарки, и люди охотно шли ей навстречу. Та же бухгалтер Валентина Ходунько, чтобы скрыть недостачу подруги, согласилась перебрасывать деньги со счета на счет. А покрывать было что.


Кстати, когда у опытных ревизоров, «не заметивших» год назад никаких грехов за завмагом, спросили, как они могли такое проглядеть, одна из проверяющих честно призналась: «Выпила рюмку и ничего не увидела».


А ведь кредиты, как выяснилось, завмаг оформляла не только на себя, дочку и сына. Она успела залезть в долги от имени всех жителей деревни. К примеру, живут в Ждановичах две родные сестры и каждая скрывает друг от друга, что оформила на себя ссуду для завмага. Ведь Ольга Семеновна попросила молчать!


Побывали в банке, чтобы занять для Глушанковой деньги, и другие посторонние люди со всей округи, оказались среди них даже бомжи. Всего насчиталось 28 таких кредитов. Причем если заемщики ничего за душой не имели, то в поручители звали людей приличных — завмагов, работников райпо. Им впоследствии и пришлось отдуваться. Как только Глушанкова разграбила магазин, суд стал взимать с поручителей в пользу банка необходимые взносы. По Дрибину прокатилась волна недовольства: люди больше не брали кредитов, никто не шел в поручители.


Впрочем, на момент, когда судили завмага с подругой, полный ущерб, нанесенный кредитополучателями,  еще не был подсчитан. Обвиняемым удалось погасить растрату в сельмаге, поэтому суд Дрибинского района отнесся к ним достаточно мягко. Глушанкову приговорили к 2 годам лишения свободы, Ходунько — к ограничению свободы на тот же срок.


Подделки на потоке


Следователям же не давал покоя вопрос, как вообще могли выдаваться кредиты на тысячи евро явно неплатежеспособным людям в небольшом районе, где все друг у друга на виду? Напрашивался вывод, что не Глушанкова в деле главная: хоть и хитрая, да мелко плавала.


И вскоре выяснилось, что фиктивные справки о работе и зарплате выдавала всем подряд главный бухгалтер СПК «Высокоборский» Людмила Кахаева, которую впоследствии за служебный подлог суд Дрибинского района приговорил к исправительным работам с удержанием 20 процентов зарплаты.


Впрочем, липовые справки «штамповала» не только она — подделка документов была поставлена в Дрибинском районе на поток. Грешили этим, к примеру, сразу несколько бухгалтеров райпо. Согласно их «бумажкам» даже сама Глушанкова была не только завмагом, но еще и... дояркой. Ее безработная дочь тоже якобы трудилась на ферме, а сын «служил» трактористом. Но главное, что кто–то в банке всей этой чепухе верил. Кто?


Уходя от погони


Начальник кредитного отдела местного центра банковских услуг Галина Царицына (фамилия подсудимой изменена, поскольку идет судебный процесс) сразу попала под подозрение, но без ревизоров следователи ничего не могли доказать. Ее долго не беспокоили.


А после того как банковские ревизоры провели тщательную проверку в отделе кредитования, «банкирша» на работу не вышла: взяла билет на поезд Орша — С.–Петербург, но... на Оршанском вокзале также не появилась. Уходила от преследования, как заправский шпион: ее задержали лишь в Витебске при посадке в вагон.


Сегодня бывшую банковскую служащую обвиняют в получении взяток продуктами питания, мошенничестве, злоупотреблении служебным положением. Оказывается, оформила «банкирша» кредиты не только на 28 неплатежеспособных клиентов, но и на себя, любимую. Один кредит брался, чтобы гасить другой, всего на Царицыну и клиентов Глушанковой было одолжено в банке 110 миллионов рублей.


Правда, часть долга подсудимым уже удалось погасить. Царицына продала квартиру, на имущество завмага, приобретенное на заемные средства, был наложен арест, все конфисковали во время первого дела. Правда, часть денег была потеряна в результате «неотделимых улучшений» при ремонте. А еще 30 миллионов словно в воду канули. Вероятнее всего, осели на банковском счете подставного лица, потому что у подсудимых никакой наличности при обысках не нашли.


***


С мая этого года в Дрибине идут судебные заседания по кредитным делам, со дня на день будут оглашены приговоры. Правда, подсудимым выгодно под любыми предлогами затягивать процесс: пока не вынесен вердикт, поручители продолжают оплачивать их долги.


Компетентное мнение


Жанна Борисенко, старший следователь по особо важным делам, подполковник милиции:


— Глушанкова во второй раз предстала перед судом, — доказана ее вина по другим эпизодам. На время следствия она была этапирована из Гомельской колонии. Если Ольга Семеновна признает свою вину хоть частично, бывшая банковская служащая все отрицает. Но доказательств хватит и без признаний. А вообще, обе они были морально готовы к аресту. При задержании ни одна не заплакала, не удивилась. Ущерб банку сейчас составляет около 60 миллионов рублей. А больше всего жалко людей, попавших в сети кредитополучательниц.


Начальник службы безопасности банка, в котором брались кредиты:


— Сотрудники подразделения нашей службы в Дрибине с самого начала отслеживали ситуацию. Когда перестали поступать взносы от кредитополучателей, они первыми забили тревогу. Мы сами вывели недобросовестную сотрудницу банка на чистую воду. К тому же после всего, что произошло, были сделаны выводы и приняты дополнительные меры безопасности. Проведена разъяснительная работа с клиентами, чтобы полностью исключить случаи получения кредитов для друзей и знакомых. Так что, как и прежде, добропорядочные заемщики могут смело брать у нас деньги в долг.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter