Деревенский детектив

Детектив "Славяне" в сельской библиотеке деревни Михальки Гомельского района - одна из самых популярных книг.
Детектив "Славяне" в сельской библиотеке деревни Михальки Гомельского района - одна из самых популярных книг. Чтобы ее почитать, нужно очередь занимать. Заведующая библиотекой Галина Молчанова признается, что даже не успевает "злоупотребить" своим служебным положением и взять книгу домой: "Вот недавно заведующая детским садом читала, за ней брали сторож зернотока, пенсионерка, а теперь еще один местный, который собирается на работу в колхоз устраиваться". Этот интерес, как обнаружилось, имеет практическое объяснение. Через книгу местные жители пытаются лучше узнать... директора своего хозяйства "Междуречье" Михаила Баранова, который не только дает разнарядки и мотается по полям на добитой "Волге", но и еще является автором пяти изданных детективов: "Активный вариант", "Взведенный капкан", "Без обвинительного приговора", "Игра ва-банк", "Славяне".

Опер 80-х

То, что 52-летний Михаил Баранов не "коренной аграрий" - стало понятно с первого взгляда. Ну не ходят наши председатели в джинсовке! За свой ковбойский вид Баранов слегка извиняется: "Первые джинсы купил на премиальные, когда играл в футбольной команде. С тех пор стиль не меняю. На деревне - в самый раз". Но еще больше Михаил Иванович поражает своей пунктуальностью. Сказал, что всегда на месте с 7.15 до 7.30. Так и есть. Ради эксперимента звонила на минуту позже: все, нет товарища Баранова, уехал осматривать необъятное хозяйство. Не знаю, профессиональное ли это качество или от характера зависит, но Баранов во всем человек конкретный и немногословный. "Чтобы просто на улице постоял да про жизнь у тебя спросил - нет такого. Сам в себе. Спешит вечно", - так говорят в деревне Михальки, где третий год обживается новый председатель. "Это у него, верно, милицейская закалка", - интригуют местные жители.

В 70-х годах Михаил Иванович еще не разрабатывал бизнес-планы по сельскому хозяйству с привязкой к местности. Будучи экономистом по образованию, молодой человек планировал устраиваться на гомельский завод "Кристалл". Но встретил на улице товарища по футбольным баталиям (вместе выступали за команду области), а тот ему предложил: "Иди к нам в милицию - в футбольную команду играть". Сначала экономистом взяли, а потом присмотрелся - вроде неплохие люди работают - и ответил согласием на должность сотрудника ОБХСС. Как рассказывают старожилы-борцы с экономической преступностью, имя Михаила Баранова звучало. Раскрывал уголовные дела по махинациям на заводе "Кристалл", по ограблению старообрядческих церквей в Гомельской и Брянской областях, по первым спекулянтам из Одессы. Говорят, коньком опера по особо важным делам была добротная агентурная сеть.

На этом взлете карьерная биография прерывается, потому что у "растущего" Баранова вдруг изменились жизненные планы, о чем он распространяться не любит. Не хочет говорить и о том, какое место в его биографии занимает Афганистан. Разве что упоминает об этом в своих книгах, и то - весьма туманно...

Шахматист-глобалист

Пробы пера Михаила Ивановича начались еще во время службы в гомельской милиции и продолжились в 1987 году на Витебщине, куда майор, написав рапорт об отставке, подался в качестве руководителя колхоза имени Парижской коммуны Лепельского района. Знающие люди заверяют: при нем было крепкое и благополучное хозяйство. К слову, детективы получались тоже крепкие и закрученные. Последняя книга под названием "Славяне" издана в Питере 100-тысячным (!) тиражом.

Баранов глубоко убежден, что соль хорошего детектива не в количестве трупов и реках крови, а в мыслительной конструкции, когда читающий разгадывает ребус, который ему задаешь. Как читатель историко-политических детективов Баранова могу заметить, что и в литературном творчестве, как некогда и в милицейской работе, Михаил Иванович - сторонник глобальных разработок. Нет в его сюжетах местной доярки, под "крышей" скотника тянущей молоко с фермы, или вездесущего председателя - ловца хитроумных ворюг. Все с аналитическим размахом. Скажем, волнует автора вопрос: "Почему произошла Октябрьская революция?" (не меньше) - и рождается исследование с походами в архивы КГБ и библиотеки, плод которого - своя версия событий глазами жандармского офицера. Или развалился СССР. А если вдруг группа товарищей - честных и порядочных - хочет все вернуть в прежнее русло? Как, например, в последнем детективе "Славяне", когда экс-милиционеры, чекисты и военные создают влиятельную подпольную организацию, чтобы вновь объединить Беларусь, Россию, Украину и Казахстан (задумка 1997 года). Без борьбы с мафиозными авторитетами, внедрения в их структуры и охоты на людей, конечно, не обходится. Есть немножко крови. Но очень увлекают масштабы. Даже если ты живешь в Михальках, все равно напрягаешься, когда криминальные дельцы вывозят из страны радиоактивный цирконий под видом удобрений, а "наши" становятся грудью на их пути.

Замечая мой интерес к персоналиям, автор предупреждает: "Все образы - собирательные. Сюжеты тоже. Реальных личностей с конкретными фамилиями вы здесь не найдете, хотя за каждым стоит то ли знакомый, то ли бывший коллега, то ли "клиент". Я лишь пытался их улучшить".

От Максима Горького к Междуречью

"Впрочем, если будущие книги состоятся", - делает оговорку Михаил Иванович. Три года назад он вернулся в Гомельский район в качестве директора совхоза имени Максима Горького. На первой планерке Баранов сразу предупредил: "По утрам бегаю 5 километров, делаю зарядку и обливаюсь холодной водой", - это чтобы внести ясность и развеять пересуды. О детективах умолчал. Первое время, окончив дневные труды, старался по ночам садиться за рукописи и стучать на машинке. Но когда объединили 4 бедствующих хозяйства в одно КСУП "Междуречье" (а это 12,5 тысячи гектаров земли) и назначили руководителем Баранова, намертво остановился литературный процесс. Только чтобы объехать нынешние владения, нужно 2,5 часа.

- Пишу только тогда, когда прижмет. У меня сейчас другое творчество: как хозяйство вывести из банкротов. Раньше я был противником таких объединений, но теперь понимаю: в нашем случае иначе нельзя, хоть и пришлось сократить почти 70 человек. Хозяйства стоят на песках. Балл пашни - 12 - 18. Убираем мизер. Так что из объединенных земель мы выделили наиболее плодородные участки. На них сеем зерновые. Потихоньку поднимаемся. По-моему, руководителю надо больше давать свободы. Деревню реально вывести из кризиса, но для этого не нужно столько контролирующих и ограничивающих инициативу чиновников.

Если вы ожидаете, что за время работы Баранова жизнь людей в "Междуречье" изменилась, не могу порадовать революционными переменами. Но! Объединенное хозяйство-банкрот стало выплачивать зарплату вовремя и гасить текущие платежи. Председатель затеял возобновить овцеводство. Держат в хозяйстве кроликов и коней. Развели смородиновую плантацию. Заканчивают коптильню и грибной цех. Начальник управления сельского хозяйства Гомельского райисполкома Ольга Мохорева признается, что лично у нее "прошла головная боль".

- Мы ведь раньше всем районом сеяли и убирали этим 4 хозяйствам. А сейчас "Междуречье" само это делает! - судя по интонации Ольги Федоровны, произошло неожиданное. - Михаил Иванович - специалист грамотный, хороший организатор. Причем действует четко и без лишних слов. Вы же знаете, он бывший сотрудник органов.

Милицейскую закалку, к слову, почувствовали не только в райисполкоме, но и в деревне. Здесь Баранов обходится без глубоких агентурных разработок, но к выпивохам и ворам относится сурово. "Живо с работы выгоняет, а это мобилизует", - говорит участковый инспектор Гомельского РОВД Александр Воробьев. Местное население о Баранове охотно рассказывает всякие страсти. Мол, как только пришел, несколько ночей дежурил на мехдворе и лично зафиксировал тех, кто сливал солярку. Поговорил по-мужски. А в дневное время суток ввел для водителей ежедневный контроль. Утром заправился - вечером по километражу отчитайся. Чтобы перерасход достигал 600 литров на комбайн, как раньше, - нет больше такого. Еще затевал Баранов футбольное поле и парк при въезде в Михальки построить. Но околофутбольное ограждение растянули, а высаженные деревья оказались на пути у стада коров...

На "базаре" все будет хорошо

Получится ли у Баранова оживить свои проекты на крестьянской ниве, не берусь загадывать. Как и говорить о его будущих книгах, хотя сам литератор мечтает издать продолжение "Славян". Рукописи уже готовы. Во второй части будет спровоцированный зарубежными спецслужбами межконфессиональный конфликт. Однако наши, конечно же, не дремлют и справляются с плохими парнями. В "Славянах-3" читателя ожидает детективная история второй чеченской войны с полным раскладом, кому и зачем все это было нужно. И еще одна задумка - события периода репрессивных 30-х. Вот только времени на сбор материала и работу в архивах у директора "Междуречья" нет.

Пока Михаил Иванович мечется между полем и детективами, в деревне Михальки насчет Баранова строят вполне конкретные планы. Пригласить-таки директора в деревенскую библиотеку на творческий вечер, ему же посвященный. Но это - когда урожай уберут. У читателей вопросы накопились. Например, кто из героев последнего детектива "Славяне" - сам Михаил Иванович? "Если взять по должности, - рассуждал один из михальковских. - То он и есть Тарасов, который начальник ОБЭП. А если посмотреть, что по утрам бегает за огородами, то коммерсант Вознесенский точь-в-точь". Баранов пока не знает о грядущей творческой встрече. Однако художественную литературу из семейной библиотеки в дар сельской уже передал.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter